wrapper

Мы живем рядом с дискриминируемыми людьми. Нам кажется, что в этих людях что-то не то, что они «чужие», только потому, что они просто другие. Каждый из нас испытывает настороженность или предвзятое отношение к определенным людям. Профессия, сексуальная ориентация, статус, вероисповедание, национальность имеет для многих из нас большое значение. А вы не задумывались, что будет, если собрать таких людей вместе? Именно этим и занялись организаторы проекта «Живая библиотека».

«Живая библиотека»  - это русскоязычный вариант проекта Human Library, придуманного Датской организацией Stop The Violence в 2000 году. Его суть состоит в том, чтобы научить общаться и понимать друг друга людей разных профессий, национальностей, вероисповеданий, культур и молодёжных течений, и постараться превратить наше общество из обособленных «хранилищ» в целый огромный зал, где каждый сможет познакомиться, понять и примерить на себя точку зрения «книг» с других «стеллажей».

Так, в терминологии «Живых библиотекарей» культивируют в основном Книги – те самые иные люди, суть которых открывается Читателям, интересующихся или не понимающих того или иного человека. Книги, как правило, являются представителями  групп, течений, объединенных  общим отличающим признаком.

С первого по пятое октября 2011 года в Екатеринбурге прошел двадцать второй по счету фестиваль документального кино. Первый фестиваль состоялся в 1988 году, открывался он тоже 1 октября и назывался «Всесоюзный фестиваль неигрового кино.

После распада Советского Союза фестиваль переименовали в «Открытый». С тех пор и по сей день он ориентирован на сохранение кинематографического пространства на территории бывшей СССР.

«Все эти годы фестиваль выполняет эту миссию, а в этом году, с моей точки зрения, наиболее успешно. На отбор были представлены фильмы из всех республик Ближнего зарубежья, за исключением только одной республики – Туркменистана. Из Средней Азии нам нечасто присылают фильмы на отбор, потому что с кинематографией там дела обстоят плохо; в этом году пришли фильмы даже из Молдавии. Очень много фильмов в этом году предложила Латвия; часть их нам пришлось выделить во внеконкурсную программу. К нам на фестиваль давно рвутся и зарубежные документалисты, потому что они нигде не видели таких обсуждений, как в нашем пресс-клубе. В этом году пришлось отказать Германии, потому что просто физически было негде разместить германскую программу», - рассказывает директор фестиваля Георгий Негашев.

Конец сентября. Общежитие №3 Уральского Федерального Университета. Захожу с сумками в комнату. Из коридора доносится: «ну, всё, я в магазин пошёл, тебе купить чего-нибудь?». Ну, думаю, всё как обычно. И тут понимаю: обращение было на таджикском языке.

А дело в том, что еще в мае ректор УРФУ Виктор Кокшаров встречался с секретарем генконсульства республики Таджикистан Манучехром Шоевым. На встрече мужчины обсуждали дальнейшее сотрудничество. Основной целью визита было развитие долгосрочных взаимоотношений и получение возможности обучения студентов из Таджикистана в УрФУ. В итоге УРФУ объявило решение о готовности принять граждан Таджикистана в число своих студентов на бюджетную основу по техническому и естественнонаучному профилям. Еще одним исходом встречи было принятие решения о том, что граждане четырех стран — Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана - могли поступать в университет на тех же правах, что и российские студенты.

В самой большой и красивой мечети Уральского региона – «Медной» мечети им. имама Исмагила аль-Бурахи в г. Верхняя Пышма, несмотря на поздний вечер не протолкнуться: повара колдуют над казаном с ароматным пловом, люди торопливо накрывают столы, на парковку одна за другой подъезжают машины, из которых выходят гости. «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху!» «Ва алейкум ассалям!» - без конца звучит традиционное мусульманское приветствие, за которым следует крепкое братское рукопожатие. Это верующие мусульмане, которые держали пост, приезжают на ифтар, организованный директором НП «Межнациональный информационный центр» Амирхамзой Касировым.

Ифта́р — это разговение, вечерний прием пищи во время месяца Рамадан, который проводится после заката солнца по местному времени. Ведь мусульманский пост предусматривает воздержание от еды и питья в светлое время суток. Всевышний Аллах предписывает верующим: «О те, которые уверовали, предписан вам пост, так же, как он был предписан предыдущим народам, быть может, вы будете сторониться грехов!» (Коран, сура «Аль-Бакара», аят 183).

Мусульманские ученые полагают, что месяц Рамадан – это месяц воспитания человека. Ведь Рамадан учит преодолевать самого себя, а отказ от  еды и питья в течение дня это всего лишь «вершина айсберга» данного преодоления. Благодаря этому человек берёт под контроль многие черты своего характера, своё поведение в отношении людей, животных и растений, всего мироздания.

В начале июля в городе Казань прошло седьмое заседание российско-таджикской рабочей группы. В течение двух дней члены рабочей группы рассмотрели широкий круг вопросов, связанных с реализацией Соглашения между Правительством России и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан России в Таджикистане и граждан Таджикистана в России.
В частности, обсуждались вопросы реадмиссии, подготовки проекта межправительственного соглашения об организованном наборе граждан Таджикистана для осуществления трудовой деятельности на территории России.

Официально Таджикистан на заседании представляли: Девонаев Сафиало Азизулоевич — начальник Миграционной службы при Правительстве Республики Таджикистан, Насиров Анвар Дурманович — начальник Управления миграционной службы Республики Таджикистан, а также представители НПО. Российскую официальную сторону представляли: Кузнецов Анатолий Евгеньевич — заместитель директора ФМС России, Себелев Виктор Владимирович — руководитель Представительства ФМС России в Республике Таджикистан, Первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Муратов Р.Ф.

С 8 по 10 июля в поселке Шушенское Красноярского края прошел восьмой фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо». Это событие уже который год собирает сливки не только российской, но и зарубежной этно и фолк музыки. «Хуун Хуур Ту», Инна Желанная, Пелагея, Джефри Ориема, «Puerto-Muerto», «Иван Купала» - это только малый список именитых гостей «Саянского кольца». Но сколько на сцене в Шушенском за восемь лет выступило уникальных артистов и ансамблей, известных лишь узкому кругу слушателей!

В этом году устроители «Саянского кольца» решили показать публике лауреатов  прошлых фестивалей. Лучшие из лучших этномузыкантов нашей страны, обладатели премии «Золотая Ирия» собрались на одной сцене.

В этот список попал и фольклорный ансамбль из Екатеринбурга «Перезвон» - лауреаты фестиваля «Саянское кольцо» 2010 года.

О России так много говорят и спорят в Таджикистане. Ведь нас связывает не только общая история, но и сегодня в Россию выезжают  на заработки более миллиона таджиков в год. Не секрет, к сожалению, что многие из них подвергаются унижениям и встречают открытую агрессию со стороны местных. Считается, что таджики в России – самые тихие и безответные из мигрантов. Но такая «безответность» взрослых  порой трагически сказывается на судьбах их детей.

Заступница Лена

В Самарской области  произошёл вопиющий случай, русская женщина, мать двоих детей, у всех на глазах избила 10-летнего мальчика таджика, обзывая его «чуркой». Никто из «своих» не вступился, зато из числа «бывших соотечественников» заступилась за мальчика Елена Малышева, настроенная на то, чтобы довести дело до конца, а главное  наказать обидчицу за рукоприкладство и разжиганье межнациональной розни …

Волей судьбы, вот уже пятый год, как Елена живёт и работает в посёлке Рощинский в Самарской области. Говорит, что городок красивый, и такой же зелёный как родной город Душанбе. И люди вроде такие же доброжелательные, как в Таджикистане, терпимые к приезжим, поскольку сам городок – военный, здесь 80% приезжих из всех уголков СНГ. Всегда казалось, что здесь  дружно проживают люди разных национальностей. Особенно много, за последнее время, здесь можно увидеть контрактников из Таджикистана. Их семьи: жены и дети, волей судьбы, тоже здесь.

Правда и мифы о межнациональной нестабильности на Среднем Урале

В знаменитой комедии «Дежа вю» режиссёра Юлиуша Махульского была такая сцена: посланный в советскую Одессу киллер Поллак переоделся белым офицером и в этом обличие ввалился в гостиницу, в которой остановился. При виде «белого офицера» между его соседями – евреем и белорусом – происходит следующий диалог: еврей с ужасом спрашивает: «А погромы будут?» на что белорус отвечает, довольно потирая руки: «Будут, будут!»

Этим же вопросом задаются сейчас некоторые жители Екатеринбурга, проводящие время на популярных в городе форумах и интернет-площадках. При этом, в отличие от комедийных персонажей, речь о погромах ведётся на полном серьёзе. Причина заключается в том, что в течение июня и в начале июля в городе произошло несколько инцидентов, имеющих подтекст межнациональных конфликтов, которые получили широкий общественный резонанс.

«Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич!», - подумала я, глядя на красивых богатырей в русских народных костюмах. Но стоило оглянуться – их тут пруд пруди! А на дворе-то 21 век! В чём же дело, спросите вы. Вывеска у входа в прошлые века гласит: «Вы попали в «Русский мир».

Тема развития этнической культуры русского народа стала активно обсуждаемой и востребованной в последнее время в России. Однако обсуждения обычно либо не заходят за рамки теории, либо практика осуществляется фрагментарно. Межрегиональный форум «Русский мир» - это многокомпонентная экспериментальная площадка по развитию русской этнической культуры во взаимодействии с культурами других народов края и России. Форум организуется на двух уровнях: теоретический (обсуждение проблем на ежегодной научно-практической конференции), практический (организация реального народного праздника для того, чтоб эта тема стала частью общественной жизни).

Когда работы на родине нет, а дома плачут голодные дети, возможные неудобства и опасности трудового мигранта на чужбине кажутся незначительными по сравнению с перспективами. Чего уж говорить - заработать в России можно. Но для этого не стоит приезжать сюда наобум, без денег на обратный билет и существование хотя бы на неделю, и уж точно, не стоит пополнять «армию нелегалов».

«Улов»  Миграционной службы

Овощная база №3 в Кировском районе Самары  работает как оптовый рынок, на котором основная масса продавцов является выходцами из Средней Азии и Кавказа.  Горячие дискуссии вокруг этой базы длятся уже долгое время: местные власти ругают руководство за нелегальных мигрантов, якобы работающих и живущих на базе, конкуренты недовольны низкими ценами, которые устанавливают постоянные арендаторы (прим. автора: цены ниже на 15-20%). Тем временем многие самарские школы, интернаты и лечебные учреждения продолжают закупать овощи и фрукты именно здесь, выгодно, что не говори… «Улов»  Миграционной службы тоже всегда есть. Последняя из проверок, проходившая в конце мая совместно с сотрудниками служб милиции общественной безопасности и криминальной милиции ГУ МВД России по Самарской области, под кодовым названием «Нелегал 2011», выявила  многочисленные нарушения. У  413 граждан, находящихся и работающих в тот момент на территории базы, были проверены документы, среди них после проведения проверок  по оперативным учетам выявлено 160 нарушителей миграционного законодательства. Остальные лица находились на территории базы законно. Это были либо иностранные граждане, имеющие при себе разрешительные документы, либо граждане РФ, являющиеся этническими выходцами из стран Закавказья и Центральной  Азии.