Карантин и закрытие границ в 2020 году, помимо известных проблем, обострили одну, которая постоянно остаётся в стороне от общественного обсуждения. После объявления мировой пандемии многие иностранные граждане, в том числе пребывающие в РФ в безвизовом порядке, поспешили домой, но существенное количество (по разным оценкам, не менее половины) остались в России. Что поставило вопрос об оказании медицинской помощи иностранцам острее обычного. Каким образом разрешено лечиться иностранцам в России?
Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 186. Они определяют ОБЩИЕ правила для всех иностранных граждан, находящихся в России и нуждающихся в оказании тех или иных медицинских услуг, и устанавливают следующее:
Медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается иностранным гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения указанная медицинская помощь оказывается иностранным гражданам бесплатно.
Медицинская помощь в неотложной форме (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) и плановой форме оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования.
Иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 20 июля 2017 г. N 11-8/3077 О порядке обязательного медицинского страхования иностранных граждан, лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в РФ или разрешение на временное проживание и беженцев разъясняет Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Российской Федерации или разрешение на временное проживание, а также беженцы (лица, получившие свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу, и лица, получившие временное убежище) подлежат обязательному медицинскому страхованию. Полисы обязательного медицинского страхования им выдаются в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ, медицинская помощь за счет средств обязательного медицинского страхования им оказывается наравне с гражданами Российской Федерации.
Обязательному медицинскому страхованию подлежат временно пребывающие на территории Российской Федерации в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29.05.2014, трудящиеся иностранные граждане государств - членов ЕАЭС, а также работающие на территории Российской Федерации члены Коллегии Евразийской экономической комиссии, должностные лица (граждане государств - членов ЕАЭС, назначенные на должности директоров департаментов Евразийской экономической комиссии и заместителей директоров департаментов указанной комиссии), сотрудники органов ЕАЭС, находящихся на территории Российской Федерации (граждане государств - членов ЕАЭС на основе заключаемых с ними трудовых договоров (контрактов) и не являющиеся должностными лицами).
Вышеперечисленным категориям иностранных граждан, а также лицам без гражданства, беженцам с 1 января 2017 года выдается только бумажный полис обязательного медицинского страхования со сроком действия до конца календарного года, но не более срока пребывания, действия разрешения на временное проживание, действия трудового договора или исполнения соответствующих полномочий. Указанный полис обязательного медицинского страхования подлежит ежегодной замене, которая необходима для актуализации единого регистра застрахованных лиц, а также для подтверждения факта трудоустройства и права иностранного гражданина на обязательное медицинское страхование.
Из приведенных нормативно-правовых документов очевидно, что вне системы обязательного медицинского страхования, а, следовательно, и вне, хоть и условной, системы охраны здоровья населения, остаются следующие иностранные граждане, количество которых в Российской Федерации весьма велико:[*]
- граждане стран бывшего СССР, не являющихся членами ЕАЭС
- члены семей граждан государств - членов ЕАЭС.
Многолетние наблюдения, интервью с медиками и руководством городской, региональной системы здравоохранения показали, что это приводит к оказанию платной медицинской помощи только детям, на лечение своих болезней у мигрантов не хватает средств, и большинство запускает имеющиеся или приобретенные заболевания до той стадии, когда им требуется экстренная госпитализация и/или безотлагательное оперативное вмешательство, что для российского бюджета, обслуживающего здравоохранение, оборачивается ещё большими затратами, чем медицинская помощь, оказанная своевременно.
Не меньшую тревогу вызывает ситуация, которая на протяжение десятка лет происходит в области ведения беременности и родовспоможения. Так, иностранки, прежде всего это касается гражданок Узбекистана и Таджикистана, не имеющие полиса ОМС, в течение беременности не встают на учет в медицинское учреждение и обращаются в скорую помощь в момент наступления схваток. Очевидно, что такая пациентка создает огромные проблемы медицинскому персоналу, в силу отсутствия информации о ее состоянии здоровья. Более того, по отзывам медиков, такие роженицы, как правило, имеют проблемы со здоровьем, которые приходится решать за рамками родовспоможения и затраты на их лечение, опять же, становятся расходами российского бюджета.
На практике, для оформления полиса ОМС иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской Федерации трудящемуся государства - члена ЕАЭС необходимы следующие документы:
- паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
- СНИЛС;
- трудовой договор трудящегося государства - члена ЕАЭС;
- отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания или ее копию с указанием места и срока пребывания.
Как правило, трудовой договор у иностранного гражданина отсутствует. Это или влечет невозможность получения полиса ОМС и, соответственно, отсутствие доступа к медицинским услугам.
Выводы. Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации, вправе рассчитывать на медицинскую помощь в экстренной форме и скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.
Для получения иных видов медицинских услуг им нужно оформить полис обязательного медицинского страхования (при наличии РВП, ВНЖ, будучи беженцем, трудящимся ЕАЭС с официально оформленным трудовым договором) или заплатить.
Количество иностранных граждан, находящихся в России вне системы охраны здоровья населения, исчисляется миллионами и несёт угрозу не только самим иностранцам, но и россиянам, живущим с ними в одних населённых пунктах.
[*] В соответствии с данными МВД РФ, представленными в форме Отдельных показателей миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - сентябрь 2020 года с распределением по и регионам от 22.10.2020 г., количество фактов постановки на миграционный учет Иг и ЛБГ, за указанный период, составил 7 574 656 чел. (из них, напр., граждан Таджикистана – 1 490 518 чел., Узбекистана – 2 669 340 чел., Киргизии – 534 006 чел., Казахстана – 314 682 чел., Армении – 283 352 чел., Азербайджана – 278 296 чел.), при этом, напомню, что это был карантинный год, когда границы были закрыты.
Материал подготовлен в рамках проекта, направленного на усиление социально-правовых позиций внешних мигрантов и членов их семей, которые представляют наиболее уязвимую категорию иностранных граждан, пребывающих в Россию из стран СНГ с целью трудоустройства. Основные цели Проекта направлены на усиление правовых позиций внешних и внутренних трудовых мигрантов и их семей, а в случаях нарушения прав и законных интересов, при обращении, их защиту. «Бюро социально-правовой помощи мигрантам и членам их семей: юридическая поддержка и профилактика принудительного труда» победитель конкурса ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ, реализуемый с 01.03.2020 по 30.08.2021 в Свердловской области Ассоциацией «некоммерческое партнерство «Межнациональный информационный центр».