wrapper

Национальные НКО в публичном пространстве: тренды, образы, стереотипы

Эта тема открывает  новый проект НП МИЦ,созданный для формирования адекватного межнационального климата в СМИ. Кто они - диаспоры, общины,некоммерческие организации, и что о них пишут в прессе.

О проекте

Проект «Межнациональные коммуникации: от объективной информации к адекватному событию»,  стартовал в Екатеринбурге благодаря победе в конкурсе грантов по Распоряжению Президента РФ.  

В рамках проекта будет создан  Контакт-центр – экспертный совет - виртуальный штаб проекта, куда войдут представители национальных и правозащитных НКО, эксперты в области СМИ, этнополитики, этнопсихологии,  профессиональные журналисты и будут обсуждаться и комментироваться наиболее актуальные межнациональные темы и события. Деятельность экспертного совета будет освещаться ИА Этноинфо, все материалы обсуждений будут доступны для СМИ. Специалисты проекта проведут мониторинг СМИ Екатеринбурга и Свердловской области, на предмет количества и тональности информационных материалов этнической тематики.

Для национальных НКО будет организован тренинг по  позиционированию и развитию взаимоотношений со СМИ.

В рамках проекта запланировано размещение интернет-издания Календарь-справочника для журналистов «Поликультурная Россия», где будет освещено не менее 500 событий (праздники, памятные даты) которые могут стать информационным поводом для СМИ.

Итогом работы станет подготовка аналитического доклада, в котором будут отражены результаты всех мероприятий проекта.

Комментарии к теме проекта:


Алексей Фаюстов, директор медиацентра Уральского федерального университета, ведущий Новостей телеканала "41-домашний", член Академии Российского телевидения

Как представлены национально-культурные общества, их деятельность на территории Екатеринбурга и области?

Я считаю, достаточно скудно, и если мы говорим о трендах, то мне видится их два. Первое - это информационные программы, сопровождающиеся событийным рядом: происшествия и чрезвычайные ситуации, в которых замешаны представители тех или иных национальных объединений; и второе направление - это тематические программы, которые презентуют, рассказывают нам о других народах и культурных объединениях...

  • Читать полностью

    Что касается информационного направления, то здесь, на мой взгляд, всё не очень благополучно. К сожалению, относительно НКО в информационной повестке в основном присутствует негативная окраска, упоминания идут с точки зрения криминальных событий. Средства массовой информации на криминал реагируют мгновенно. И если мелкое преступление совершает русский человек, то это остается не замеченным, если же главным фигурантом криминального события является представитель диаспоры, то это часто попадает на первые полосы и в первые блоки новостей.

    В меньшей степени в информационном поле присутствуют события, в которых НКО представлены в позитивном или в нейтральном ключе. Наверняка это связано с тем, что в этой повестке мало информационных поводов. Если у события, как говорят телевизионщики, есть «картинка», то на это ещё могут среагировать, но если речь идёт о пресс-конференции, презентации или местечковом событии, то это уже не интересно СМИ, есть такой грешок у журналистов как погоня за «желтизной».

    Если говорить о тематических программах, то я не могу назвать большой список программ, которые бы представляли диаспоры и национальную тематику. Знаю программу «Национальное измерение», которая регулярно приезжает в Уральский федеральный университет и снимает сюжеты, посвященные студенческим будням, традициям и праздникам иностранных ребят, которые в большом количестве учатся у нас. Я знаю программу «Наследники Урарту». Хорошо, что у нас вещает канал «ТНВ», и его представители тоже приезжают на мероприятия в университет. Недавно они снимали сюжет, посвященный празднованию 290-летия первой татарской книги… 

    У меня ощущение, что все эти программы инициируются  непосредственно национальными диаспорами, потому что у них есть острая необходимость объяснять и рассказывать о своей жизни и культуре. Нам нужно формировать правильное отношение к другим национальностям, потому что журналисты зачастую не удосуживаются перепроверять информацию и совершают грубые ошибки, когда рассказывают о традициях и культуре тех или иных народов. Я назвал всего две программы, а из периодических изданий я не могу назвать ни одного. Это говорит о том, что СМИ очень мало внимания уделяют этой важной теме. Кстати, и сами диаспоры иногда ведут себя не очень открыто, «варятся» в своем сообществе, не тиражируя информацию во внешнюю среду…

    А какие действия, на ваш взгляд, должны совершать НКО при взаимодействии со СМИ?

    Это двусторонний процесс, и национальные диаспоры должны сами инициировать информационные поводы. Замечательно, что появляются советы, общины, которые не живут внутри себя, а выходят в мир и устраивают мероприятия, чтобы показать, что мы живем в одном обществе, состоящем не из ста человек, а из десятков тысяч. Все мы должны сосуществовать, и очень важно показывать, что у диаспор есть свои традиции, свое видение культуры, с которым не считаться нельзя. 

    С другой стороны - власти тоже должны прилагать усилия, выделяя, в том числе, и деньги для того, чтобы провоцировать появление различных сообществ, клубов и мероприятий, которые работали бы на формирование толерантности общества. Но некоторые проблемы государство решить просто не в силах... Мы часто говорим о том, что русские проявляют нетолерантность по отношению к представителям других национальностей, но, к сожалению, бывает и наоборот, и решать эту проблему нужно, безусловно, с двух сторон. Лично у меня объяснение очень простое: все проблемы идут из семьи, и если в семье бытует неадекватное отношение, формирующее у ребенка стереотип, что «он – другой», государство с этим ничего поделать не сможет, даже если потратит миллиарды. Дети быстро впитывают информацию, как губка. Если мама и папа позволяют себе в обиходе произносить слова (даже в шутливом тоне), которые заведомо унижают представителей других национальностей, то постепенно для ребенка это станет моделью отношения и поведения. Уважаемые родители, давайте будем терпимее и помнить, что благополучие в межнациональных отношениях в государстве зависит, в том числе, и от модели воспитания, которую мы строим в своей семье!

    Какие тенденции наблюдаются в стране по изменению данной ситуации?

    У меня лично есть ощущение, что у государства на данном этапе хватает сил лишь на поддержание хоть какой-то стабильности. Эту стабильность приходится поддерживать разными средствами, в том числе и денежными. Вспомним хотя бы вечные споры на тему, стоит ли поддерживать Северный Кавказ… В связи с этим общество делится на тех, кто поддерживает такую политику, и тех, кто резко против, но право окончательного выбора стоит, безусловно, за государством и за каждым человеком в отдельности.


Сергей Порхачев, обозреватель Центральноазиатского информационного портала «News - Asia»

Как видно из представленного Межнациональным информцентром исследования, в России сложился устойчивый тренд по негативному представлению диаспор, национальных объединений и отдельных национальностей в средствах массовой информации. Ответ на вопрос, почему в СМИ появляется много материалов с отрицательной окраской и так мало с положительной, нужно искать не только в принципах работы современных СМИ, но и в самих национальных объединениях...

  • Читать полностью

    СМИ

    Каждый руководитель современного электронного или печатного издания - прежде всего бизнесмен, который заинтересован в том, чтобы его новости «продавались», увеличивая тираж газеты/журнала или приток посетителей на веб-сайт. Такая коммерциализация ставит перед журналистом задачу по написанию «громких» и «кричащих» заголовков, поиску сенсаций в обычной жизни и порой бездумному эксплуатированию острых национальных тем. К сожалению, гражданское общество практически не имеет рычагов влияния на данные процессы, а более того, идет на поводу у СМИ «раскручивая» националистические настроения.

    Диаспоры и НКО

    Второй, но не менее важный аспект данной проблемы, кроется в практически полном отсутствии работы со СМИ со стороны диаспор. К большому сожалению, национальные НКО не умеют и не знают, как выстроить данную работу, как правильно позиционировать себя в СМИ, как грамотно реагировать на вызовы и негативные материалы, прибегая к помощи профессиональных журналистов. Другая не менее важная проблема – это отсутствие понимания того, как показать то хорошее, что они приносят в наше мультинациональное общество.


Татьяна Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека Свердловской области

Когда я сегодня слышу новомодное слово толерантность применительно к национальным отношениями, то невольно вспоминаю свои  былые годы. В многонациональных Алтае и Урале, где прошли мои детство и юность, было не принято задумываться о национальной принадлежности людей. Хотя в паспорте она независимо от желания или нежелания владельца указывалась. И не только в паспорте – во всех официальных документах. 

Еще совсем недавно слово «нацизм» в нашем сознании связывалось только с Великой Отечественной войной, казалось, что такое явление может быть только в прошлом. Мы были свято уверены, что национальная и расовая нетерпимость свойственны только загнивающему Западу. А слово «толерантность» мы в молодости совсем не употребляли. Хотя толерантными были...


Алексей Старостин, заместитель заведующего кафедрой теологии, директор Центра тестирования по русскому языку как иностранному граждан зарубежных стран УГГУ, кандидат исторических наук, журналист, член Общественно-консультативного совета при УФМС по Свердловской области

За несколько лет работы в национально-культурной автономии татар Свердловской области и тесном общении с различными этнокультурными общественными объединениями в Уральском государственном горном университете и на других площадках, я сумел на практике убедиться, что именно данные организации занимаются сохранением и развитием национальной культуры народов Урала. Именно на плечи их членов и активистов ложится работа по организации курсов изучения родного языка, поддержке самодеятельных фольклорных коллективов, изданию этнически ориентированных средств массовой информации, представлению интересов своего этноса перед муниципальными и областными органами власти...

  • Читать полностью

    За несколько лет работы в национально-культурной автономии татар Свердловской области и тесном общении с различными этнокультурными общественными объединениями в Уральском государственном горном университете и на других площадках, я сумел на практике убедиться, что именно данные организации занимаются сохранением и развитием национальной культуры народов Урала. Именно на плечи их членов и активистов ложится работа по организации курсов изучения родного языка, поддержке самодеятельных фольклорных коллективов, изданию этнически ориентированных средств массовой информации, представлению интересов своего этноса перед муниципальными и областными органами власти. Члены и активисты НКА и ЭОО проводят большую работу по гармонизации межнациональных отношений в Свердловской области, оперативному выявлению очагов напряженности и развитию среди населения региона культуры толерантности, это люди, душой болеющие за родную культуру и безвозмездно выполняющие возложенные на них обязанности. 

    Движение среди народов Урала, направленное на сохранение своей культуры, зародилось более 20 лет назад. За это время в городах и селах Свердловской области сложился единый слой людей, реальных единомышленников, которые активно работают на благо своей культуры. Когда я сегодня слышу новомодное слово толерантность применительно к национальным отношениями, то невольно вспоминаю свои  былые годы. В многонациональных Алтае и Урале, где прошли мои детство и юность, было не принято задумываться о национальной принадлежности людей. Хотя в паспорте она независимо от желания или нежелания владельца указывалась. И не только в паспорте – во всех официальных документах.

    Еще совсем недавно слово «нацизм» в нашем сознании связывалось только с  Великой Отечественной войной, казалось, что такое явление может быть только в прошлом. Мы были свято уверены, что национальная и расовая нетерпимость свойственны только загнивающему Западу. А слово «толерантность» мы в молодости совсем не употребляли. Хотя толерантными были. В университете рядом со мной учились ребята из Киргизии, Узбекистана. Армении, Азербайджана, Чечено-Ингушетии. Счастливчиками считались те, кому удавалось поехать в национальные республики на практику или распределиться туда на работу.  

    Я нисколько не идеализирую прошлое. Наверное, негативные проявления были всегда. Но самое главное, население многонационального Советского Союза в подавляющем большинстве их не поддерживало. 

    Мне казалось, что заложенного во времена Советского Союза запаса прочности хватит надолго. Несмотря на то, что многие русскоязычные люди вынуждены были фактически бежать из охваченных гражданской войной вновь возникших государств, жители Свердловской области доброжелательно относились к приезжим. И до сих пор представители коренного населения, как правило, мои ровесники, приводят ко мне плохо говорящих по-русски обиженных трудовых мигрантов, пытаются отстоять права граждан стран СНГ на получение в России пособий и пенсий. Старшее поколение  еще помнит, что мы жили в едином государстве и горе, и радости у нас были общие.

    Но сейчас другие времена. Национальный состав населения меняется, приезжают носители иной культуры, иных традиций. Русский язык, утратил свою объединяющую роль. Молодое поколение стран, возникших на постсоветском пространстве, с местным населением не может даже объясниться. Люди поневоле общаются друг с другом и при необходимости ищут поддержки не в правозащитных и правоохранительных организациях, а у лидеров национально-культурных организаций и диаспор. 

    С другой стороны, представители власти и общественности стали возлагать на национальные  организации прежде совсем несвойственные им функции: диаспора должна быть проводником информации, арбитром при разрешении споров. Стоит ли  удивляться, что диаспора постепенно, негласно стала еще одним важным институтом в нашем обществе, дополнительным средством для представителей некоренного населения. Нас уже не удивляет, когда не родственники или родители, а лидеры диаспоры пытаются урегулировать конфликтные ситуации, связанные с представителями своего народа. Это очень беспокоит коренное население многих российских регионов. События, произошедшие на Манежной площади в Москве – это тревожный звонок нам всем, и, прежде всего, представителям власти – что-то не так у нас с национальной политикой.

    Постепенно в массовом сознании сложились стереотипы, которые крайне негативно сказываются на развитии межнациональных отношений в нашей стране. Коренных жителей России все больше беспокоит, что у них меньше прав, чем у гостей. Люди искренне  убеждены, что законы в нашей стране не применяются единообразно, что национально-культурные общества, диаспоры, создание которых в целях сохранения национальной самобытности мы так поддерживали, используя различные средства и способы, стремятся увести представителей своих народов от ответственности за совершенные преступления. А представители диаспор искренне полагают,  что отношение к представителям их народа предвзято и дополнительная защита необходима.  Это реальность. Мифы в общественном сознании сложились. Если их не замечать наметившийся конфликт может только углубляться. 

    Что здесь можно предложить? Однозначных решений, наверное нет. Давайте это обсуждать.

    Полагаю, что крайне важно, чтобы ход расследования преступлений и правонарушений с национальным компонентом проходил по возможности гласно, чтобы не оставалось никаких сомнений в предвзятости или необъективности ни у одной из сторон.  Особенно, если то или иное происшествие вызвало большой общественный интерес. 

    Также нам самим надо определиться с ролью диаспоры в нашей жизни. Чего мы ждем от национальных обществ: они – проводники культуры и традиций своего народа, либо его официальные представители, которым можно и нужно поручать решение разных проблем.


Ирина Некрасова, юрист сети «Миграция и право»

Если посмотреть на приведённую ниже статистику, то видно, что в Свердловской области преобладает негативное отношение в национальной теме, и связано это с тем, что большая часть информации касается именно проблемных моментов и правонарушений. Более того, обычные жители скорее всего ставят знак равенства между понятиями национальность и миграция, и национальная тема в сознании неразрывно связана с нарушениями и иностранными гражданами...
читать полностью

Александр Комаров, АСИ Урал:

Национальные НКО сейчас представлены в СМИ либо в случае каких-либо конфликтов, либо когда оказывают кому-либо помощь. Например, летом въетнамское землячество приняло участие в оказании помощи гражданам, пострадавшим в результате наводнения в Крымске (а когда в 2008 году была война в Южной Осетии, тогда в центре внимания были НКА грузин и осетин). 
Полагаю, что в 2013 году в центре внимания будут казахи, ибо тогда ожидается Российско-Казахстанский форум. Правда, они у нас в Екб неактивно работают.

Марианна Фадеичева, Доктор политических наук, доцент, главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН: если ничего плохого не
произошло, то не интересно. Какие диаспоры? Татары – не «диаспора».
В СМИ – два направления: «Московия» и Северный Кавказ. Других
регионов (субъектов РФ), как будто бы не существует. Я была в Якутии и в
Удмуртии,
спасибо тем, кто организовал эти поездки. Я знала, и теперь убедилась, что
есть
и другие места, кроме Московии и СевКав, где люди живут… И везде живет
по-особенному:
в Якутске, например, можно услышать общение на Саха. Только 3% русских,
живущих
в Республике, знают Саха. В Ижевске народ говорит на русском. Каков вывод?
Вывод таков: народ говорит на том языке, который ему нравится.

Марианна Фадеичева, Доктор политических наук, доцент, главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН:

Если ничего плохого не произошло, то не интересно. Какие диаспоры? Татары – не «диаспора». В СМИ – два направления: «Московия» и Северный Кавказ. Других регионов (субъектов РФ), как будто бы не существует. Я была в Якутии и в Удмуртии, спасибо тем, кто организовал эти поездки. Я знала, и теперь убедилась, что есть и другие места, кроме Московии и СевКав, где люди живут… И везде живут по-особенному: в Якутске, например, можно услышать общение на Саха. Только 3% русских, живущих в Республике, знают Саха. В Ижевске народ говорит на русском. Каков вывод? Вывод таков: народ говорит на том языке, который ему нравится.


Юлия Грехнёва, зам. директора НП МИЦ, юрист

С юридической точки зрения, национальные НКО представляют набор практически всех представленных в законодательстве форм некоммерческих организаций. С одной стороны в этом нет ничего противоестественного – российское законодательство вполне допускает существование организаций, в том числе цель которых сохранение традиций и развитие национальной культуры, в любых не запрещенных законом формах...
читать полностью


Нурзида Бенсгиер, исполнительный директор НП МИЦ:

Я думаю, что интерес к национальным НКО в обществе проявляется только по определенным поводам: когда после новостей, основанных на криминальных хрониках, население негодует - почему "воспитанием" и профилактикой преступности не занимаются их национальные лидеры или диаспоры, когда происходят формальные мероприятия, чаще - культурные, празднуются национальные праздники и т.д. Третий повод национальным НКО появится в публичном пространстве - это государственная политика, т.е. когда Президент или Правительство вводят в повестку решение национальных вопросов народов России.

 

Рафаэль Исхаков, доцент кафедры периодической печати Департамента «Факультет журналистики» Института гуманитарных наук и искусств УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, кандидат филологических наук:

Как, на Ваш взгляд, представлены национальные НКО в публичном пространстве? 

Слабо и однобоко. Исследование этой темы, как и в XX столетии, невозможно, как минимум, по двум причинам. Первая из них: сам предмет изучения остается нелегитимным. Имеющая ярлык «националистической» тема национальной прессы для исследователей весьма небезопасной. Раньше существовала реальная опасность быть обвиненным в теоретическом оправдании национализма. Для советской науки вплоть до конца 1980-х тема была табуирована статьей 58 УК РСФСР 1926 года, затем статьей 70 УК РСФСР в редакции Закона РСФСР от 25 июля 1962 года...
читать полностью

 

Лия Гинцель, журналист: 

Честно говоря, кажется, что диаспоры не слишком разбежались заниматься имиджевыми проектами. Во-первых, не очень, видимо, заинтересованы, во-вторых, это требует некоторых (не обязательно больших) материальных затрат. Могу привести пример. Великолепный проект Екатеринбургской музыкальной гостиной «Лея» — «Музыка и кухня — язык толерантности». Организаторы подготовили великолепные, потрясающие музыкальные вечера с национальным угощением грузин, евреев, татар, украинцев… Могли бы продолжать и продолжать, но отклика-то нет. Впечатление, что никому ничего не надо. А ведь какое знакомство с культурой, с именами… То, что сделано, прошло на высочайшем уровне.

 

 

«Там Окуджава песни Визбора поёт…»
А.Розенбаум


Начало года - время, как правило, весьма скудное на новости - порадовало сообщением СМИ о том, что Проект «Памятка для трудовых мигрантов Екатеринбурга» общественной организации «Чувашская национально-культурная автономия города Екатеринбурга» победил в конкурсе реализации общественно полезных инициатив за счет субсидий Администрации города. Казалось бы, замечательная организация задумала полезное дело, но почему-то не отступает ощущение иррациональности происходящего.

Видимо, потому что сходу не удается понять, зачем Чувашской национально-культурной автономии заниматься проблемами мигрантов из стран СНГ? Федеральный закон «О национально-культурной автономии» тоже считает, что национально-культурная автономия - это прежде всего «форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». 

Реальность и стереотипы: законопослушность иностранных граждан, «этническая» преступность, образ представителя национального меньшинства, создаваемый в СМИ
или Сабантуй против Сагры


Мониторинг проводился в ряде ведущих, наиболее авторитетных СМИ Екатеринбурга и Свердловской области с февраля по август 2011 г., а именно: телевизионные каналы «Россия Урал» (программа Вести-Урал), Студия 41 – 41 канал, ОТВ; информационные агентства «Новый регион», Интерфакс-Урал, Regnum, ИТАР ТАСС Урал, Justmedia, АПИ, а также Комсомольская правда on line в Екатеринбурге.

Всего было отслежено по всем СМИ 257 материалов по этнонациональной тематике.

Соответствующая тематика рассматривалась с точки зрения количества материалов, их представленность и соотнесенность в разных видах СМИ, а также качества, определяемого коннотацией, эмоциональным тоном (тональностью) материалов.

Выделено три типа материалов по коннотации: позитивные (положительные), негативные (отрицательные), нейтральные материалы. Определенная коннотация может свидетельствовать: 1) об остроте, актуальности рассматриваемой проблемы, 2) об отношении к сторонам кроссэтнической коммуникации; 3) об отношении к событийному бэкграунду (информационному поводу).

Шевченко Максим Леонардович – президент региональной общественной организации содействия в изучении культурных, общественных и религиозных процессов в контексте современной политики «Центр стратегических исследований религий и политики современного мира».

Выступление Шевченко на заседании Совета по при Президенте по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года:


- Мне хотелось бы остановиться на вопросах информационного обеспечения национальной политики и информационного противодействия угрозам национальному единству нашего народа.

Дело в том, что не секрет, что большинство конфликтов, которые существуют, существуют процентов на восемьдесят в информационном пространстве. И конфликты, так называемые межнациональные, как правило, имеют подоплёку не конфликта между народами, а этническую или даже зачастую этнокриминальную составляющую, которая раскручивается уже в информационном пространстве, как, собственно говоря, якобы межнациональная.