ДОСЬЕ АВТОРА: Умарова Ирина Заировна родилась в Душанбе. В 2003 году окончила Российско - Таджикский (Славянский) университет, экономический факультет. Имеет степень ма­гистра. В 2008 году прошла годовой курс обучения в Академии ОБСЕ. С 2002 по 2011 г.г. работала в Комитете по теле­видению и радиовещанию при правительстве Республики Таджикистан в качестве ру­ководителя русского вещания радио "Го­лос Душанбе", диктором телепрограммы «Но­вости», автором и ведущей телепередачи «События. Фак­ты. Комментарии». Вошла в число лучших журналистов - правозащитников в Центральной Азии по версии IWPR по итогам 2010 года. Лауреат премии Союза журналистов России по итогам 2012 года. «СМИротворец" по итогам Всероссийского конкурса на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия народов России и их этнокультурного развития 2015 и 2017 гг. В 2015 в Таджикистане победила в номинации «Женщина в СМИ». Обладатель знака «Лучшие журналисты России» по итогам 2015-2016 г.г Замужем. Имеет шестилетнюю дочь. Проживает в Самаре.

«Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками»

Эпиграфом к этой публикации не случайно стали слова потрясающе волевой и сильной духом женщины Индиры Ганди, умевшей необъяснимым образом налаживать межнациональные отношения, благодаря своему умению убеждать. Каждый из нас имеет собственную точку зрения на многие факты жизни. Тема уважения и терпимости между людьми – на мой взгляд, одна из приоритетных в нашем многонациональном обществе. Если мы хотим чувствовать более глубокое уважение к другим людям, то это возможно сделать через способность взглянуть на мир глазами другого человека. Для большинства россиян  слово  «мигрант» ассоциируется с грязной и черной работой, незнанием русского языка, безграмотностью…  Это далеко не так!

Продолжаю через перо бороться со стереотипами, которые очень часто оказываются искажёнными и преувеличенными. Сегодня на ваш суд представляю ещё одну реальную  историю трудовой мигрантки из Таджикистана. И, как всегда, к нашему разговору приглашаю российских и зарубежных экспертов, аналитиков, госчиновников, коллег-журналистов, а также публичных людей, для того, чтобы проанализировать тему межнациональных отношений и попытаться найти ответы на злободневные вопросы тех, кто приехал в Россию на заработки из стран Центральной Азии и столкнулся с ненавистью по отношению к своему статусу «мигрант».

История Ферузы

История 45-летней душанбинки Ферузы Абдуллаевой в качестве трудовой мигрантки берёт своё начало с 2014 года. Тогда на семейном совете было решено ехать с супругом вдвоём, а затем перевезти в Москву троих своих детей, оставив их пока у родственников на родине. Но начавшийся 2014 год был полон настораживающих новостей о ряде существенных изменений, которые кардинальным образом меняли установившийся «уклад» иностранных граждан в Российской Федерации и ужесточали правила пребывания гостей. «Я убедила мужа выехать сначала самой, «прозондировав» почву. Да, и потом, депортировать женщину – это одно, а вот если депортируют мужчину-кормильца семьи – это уже намного сложнее», - рассуждает героиня, и тут же добавляет, - «Всё-таки мужчина более свободен от семейных обязательств, нежели женщина, ведь он – добытчик, а я – хранительница очага».

Около 15 лет трудового стажа, в основном, на станции «Душанбе-1» таджикской железной дороги в качестве бухгалтера, а потом и работника справочного бюро вокзала, послужили Ферузе хорошей поддержкой. За эти годы она приобрела добрых знакомых, друзей и просто благодарных людей за её труд. «Во время своей работы я постоянно видела приезжающих и уезжающих мигрантов, их родственников, которые со слезами и встречали, и провожали своих близких. Я слышала сотни историй о жизни в миграции: успешные и такие, от которых можно заплакать. Мне так тяжело далось решение – ехать на заработки. Я дважды откладывала свою поездку, но потом, все взвесив, все-таки решилась на этот шаг».

Перед тем, как купить билет, она прочитает сотню статей в Интернете по миграционному нововведению, изучит правила пребывания иностранцев в России, проконсультируется в организациях, работающих в этом направлении, установит контакты и пошагово составит план своего пребывания в Москве. «В Домодедово меня встретила хорошая знакомая, побывав у нее пару дней на съемной квартире, я поехала в Подмосковье к другой знакомой. Она мне предоставила кров и еду».  Феруза с большой благодарностью говорит о людях, которые ей помогли сделать первые шаги на этом поприще и поддержали её.

«Ехать в никуда – значит обрекать себя на муки. А если уж приехали на заработки – то становитесь легалом», - считает Феруза. В отделении УФМС по району Марфино (ул.Ботаническая, 8) Феруза решила вопросы по регистрационному учёту по месту пребывания, а также оформления трудового патента. «На тот момент патент был еще старого образца. Налог составлял 1600 рублей», - рассазывает Феруза.

Первые шаги в статусе мигрантки

Первым местом работы стал ресторан у метро «Войковская», в горячем цеху Феруза устроилась уборщицей. «Работа была в ночную смену и очень тяжелая. Большая территория горячего цеха до утра должна была быть в чистоте. Также мы стирали и отглаживали форму персонала ресторана. Уходя со смены, я засыпала прямо в вагоне, когда ехала в метро до дома. Чувствовала себя выжатым лимоном. Для меня эта работа казалась адской и очень тяжёлой».

Феруза решит всеми способами искать новое место работы, будет просматривать объявления на информационных щитах, вычитывать в газетах и Интернете и даже просто подходить к своим соотечественникам, подметавшим московские улицы. Так, с одним из них, работающим на Ленинском проспекте, она разговорится и узнает, что человеку с большой семьей нужна помощница по дому. «Конечно, я сразу пошла на собеседование к этой семье, которой нужна была домработница с проживанием. Меня такой вариант очень устраивал, поскольку не хотелось злоупотреблять гостеприимством своей знакомой, у которой я всё это время жила».

«Когда сообщила в ресторане, что ухожу, мне заявили, что рассчитаются только в том случае, если я найду себе замену. Я не озвучивала, что нашла другое место работы, я просто сказала, что физически для моего организма это очень тяжелый труд». Времени искать замену не было, да и круг знакомых был не так обширен. Работодатель из ресторана так и не оплатит за неделю работы в горячем цеху. «Слёз и обиды хватило. Я ни до кого не смогла «достучаться» и добиться того, чтобы мои деньги, заработанные тяжёлым трудом, выплатили мне».

«Быть домработницей – очень ответственно. Я попала в дом к раввину. Он был евреем,  родом из Бухары, но приехал в Москву из Америки. Семья была большая, четверо детей, один из которых от первого брака хозяина. Жена намного моложе его, вечно была чем-то недовольна, особенно её выводило из себя, когда её муж меня спрашивал, как оформить тот или иной бланк по оформлению вида на жительства, или советовался по другому какому-нибудь вопросу. Я проработала там почти 2,5 месяца, получая по 25000 с проживанием и питанием у них».

«Патент, полученный в 2014, который я ежемесячно оплачивала в соответствии с действующими требованиями, позволял мне работать на территории России. Однако, позже я узнала, что выданный ранее патент не актуален и нужно получать новый патент, при этом оплаты за ранее выданный патент не принимаются». Неизвестность пугала Ферузу, новые правила были так некстати, ведь она неплохо устроилась на новом месте: и условия устраивали, и семья, в которой жила, и зарплата, которую получала за свой труд. «Я решила вылететь домой, и вернуться уже обратно со старшим сыном, который на тот момент не смог поступить в ВУЗ, и снова получить разрешение на работу». У себя на родине старший сын Ферузы окончил лицей, получив диплом с отличием по специальности бухгалтер. Преподаватели хвалили, пророчили поступление в ВУЗ. На бюджет поступить не получилось, а на коммерческой основе – непосильно для семьи. «О будущем – нужно думать уже сегодня. И об образовании детей нужно думать, когда они ещё маленькие. Наша цель с мужем – дать им высшее образование. Мы всегда жили не плохо, но не было уверенности в завтрашнем дне  это и подвигло нас уехать на заработки в Москву, чтобы оплачивать им высшее образование».

«Приехала в Москву спустя 1,5 месяца, но уже вместе с сыном. На тот момент только открылся Миграционный центр в Сахарово. Эта была единственная организация, которая  занималась оформлением и выдачей патентов на работу в Москве. Видели бы вы, какие очереди там выстраивались и что там творилось?! Это сейчас уже отрегулированная работа, всё тихо и спокойно, а раньше многочасовую очередь нужно было отстоять». Оформление двух патентов: на себя и сына, авиа-перелет, питание – стоило не маленьких денег, с финансами помогла одноклассница из параллельного класса, с которой Феруза поддерживала связь.

Знакомая, работавшая домработницей, нашла в доме напротив семью, искавшую помощницу по дому, это и стало местом работы Ферузы после получения патента нового образца. «Я убирала, стирала, гладила, делала покупки в магазине, иногда смотрела за детьми. Однажды мои хозяева ждали гостей, и я, проявив инициативу – взяла на себя обязанности повара. Приготовила таджикскую кухню, на столе были и плов, и манты, и самбуса. Всё это пришлось так по вкусу гостям и хозяевам, что они предложили мне оплачивать работу не за месяц, а за выход, сделав акцент на том, что гонорар будет больше, если я буду готовить еду на семью».

Таким образом, в месяц заработная плата Ферузы составляла 33.000 - 38.000 российских рублей. Практически всё заработанное, она высылала домой семье, оставив лишь небольшие средства на транспорт, койко-место и немного на еду, поскольку в основном питалась по месту работы. «Сказать, что я стала полноправным членом этой семьи – не могу. Всегда соблюдалась субординация. Но относились ко мне с уважением». Зная о том, что родственники Ферузы находятся в Таджикистане, и она очень хочет перевезти всю семью, хозяин предложил свою помощь: «Ты не стесняйся, говори, чем мы могли бы тебе помочь». Действительно помог. Нашел работу в строительной компании для мужа, который приехал с двумя детьми.

Оскорбление без наказания

«Очень жаль, что москвичи относятся с антипатией к выходцам из Средней Азии. Это сразу ощущаешь, как они оценивающе смотрят на твою смуглую внешность, чёрный цвет волос или одежду»,  сетует Феруза Абдуллаева, и тут же добавляет: «Но стоит мне заговорить, в какой-то момент проявить свои качества, и внешность куда-то на второй план ускользает. Сколько уж таких ситуаций было!?».

Самую больную душевную травму Феруза получила, когда ехала в электричке вместе с дочерью. Она сотню раз проделывала этот маршрут, но никогда ничего подобного с ней не случалось. Обычный день. Обычный вагон электрички. Феруза с дочерью сидят у окна. На одной из станций садится в вагон пожилая русская женщина, прилично одетая, трезвая. При виде Ферузы она, вдруг очень громко на весь вагон, начинает говорить: «Вот ты, что тут делаешь?». Феруза подумала, может, заняла место для инвалидов или села не на то сидение. Женщина продолжила: «Тебя кто звал в Москву? Вы зачем сюда приехали? Нашли резиновую Россию, ч…и вонючие, грязные, чёрные…». От такой неожиданности Феруза в ступоре. Она в какой-то момент поняла, что дар речи у нее пропал, и она не может высказать ни слова. Дочь лишь сильнее прижалась к матери.

«Комок в горле как будто перекрыл мне доступ к кислороду, и дышать мне было сложно. Я помню, что в моей голове вертелась лишь одна фраза «только не заплачь, только не показывай свои слёзы». Вы не представляете, что творилось в моей душе. Мне казалось, что я готова умереть от этой боли. Если бы не рядом сидящая моя дочь, я не знаю, что было бы». Минут пять, также громко женщина продолжает оскорблять Ферузу. Никто из присутствующих не попытался успокоить ни агрессивную женщину, ни защитить тихую азиатку с ребенком, на чьи головы падали оскорбления.

«Я не знаю, откуда ко мне в такой стрессовой ситуации вернулся разум и заставил меня очень спокойно ответить женщине на её нападки. Я сказала, что она зря провоцирует меня на злобу по отношению к тем, кто так не любит «не русских». Я ответила, что не стану отвечать на её нападки. Я старалась очень грамотно, дипломатично говорить. Понимала, что тем самым шокировала не только её, но и поворачивающих головы пассажиров, наблюдающих за этой ситуацией». Какой-то русский мужчина, как бы невзначай присоединился к разговору, сказав, что коренных москвичей уже и нет, тут все приезжие. Напротив седая женщина, сказала, обращаясь к агрессору: «Как же вы жили в Советском Союзе? Как же терпели братьев из Советских республик? В Великой Отечественной Войне были в окопах люди разной национальности против фашистов, а теперь начали делить людей на своих и чужих». Потом разговор переметнулся на бывших лидеров «Вот, Горбачев и Ельцин настоящие преступники, развалили такую огромную страну! Это все эхо перестройки. В СССР не было межэтнических конфликтов, они начались позже, во время перестройки».

Мнение экспертов

Согласитесь, душевная обида чем-то схожа с физической болью, только ни ран, ни крови, а душа плачет. Именно после случая в электричке, Феруза решит, что нужно готовить младшую дочь к таким ситуациям. «Я ей всегда говорю, что умные люди никогда не обзывают, а если им ответить, то и сам будешь глупцом. Да и потом, не все же такого мнения о приезжих». Старшим сыновьям Ферузы 24 и 22 года. Им она тоже всегда объясняет, что нужно быть терпимыми, сразу в штыки всё не воспринимать, даже если тебя оскорбили по национальному признаку.

Обиды нужно отпускать, иначе, если зациклиться на этом, то с ума можно сойти. Интересно, согласятся ли с моим мнением эксперты и аналитики в области трудовой миграции?!


Владимир Мукомель, доктор социологических наук, руководитель сектора изучения миграционных и интеграционных процессов (Москва): «Обратил бы Ваше внимание на несколько обстоятельств. Во-первых, распространенность,  частота таких инцидентов: Феруза сотню раз «ездила по этому маршруту, и такое с ней случилось впервые». Во-вторых, место  электричка. В электричке чаще можно встретить, мягко говоря, не самых воспитанных и интеллигентных попутчиков. Уверяю, ситуация, с которой столкнулась Феруза, практически исключена на концерте, в музее, на заправочной станции, в ресторане, кофейне  в тех местах, где местный житель признает в представителе "видимого меньшинства" принадлежность к "своему" социальному слою. Это не исключает, что ксенофобные настроения ему не присущи  ими поражены все слои российского общества,  но он не будет их демонстрировать не только в силу своего воспитания и культуры, но и потому, что ксенофобные настроения распространяет только на тех, кто стоит на социальной лестнице ниже его. Кроме того, ксенофобные настроения средних слоев могут быть абстрактны и не распространяться на повседневные практики».

Гавхар Джураева, правозащитница, руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» (Москва): «Для меня это обыкновенная бытовая ситуация, связанная с тем, что общество с какого-то момента начинает  отторгать на волне самосознания и самозащиты. Это в своё время я наблюдала по отношению к русскоязычным и в Эстонии, и Узбекистане и Таджикистане. Бытовой национализм и бытовая мигрантофобия – с одной стороны, это  продукт нерегулируемой миграции. Поэтому меня не удивляет, что бабушка смотрит и думает, что во всех её бедах виновата вот эта мигрантка. Ей так сказали. Причём сказала патриотичная часть России, за которой я одно время не успевала реагировать достаточно радикально на радикальные проявления того, чтобы «прекратили убивать невинных». Во мне знания того, что, к сожалению, с какого-то момента, если в обществе нет нормальной коррекции, бывают такие вещи. Я на эту ситуацию смотрю с точки зрения справедливости.  Невиноватых нет, мы все виноваты. Надо просто научиться жить по принципу добрососедства, тогда возможно будет избежать таких ситуаций».

Раджаб Мирзо, активист гражданского общества (Душанбе): «Разгул нацизма-фашизма в современной России не вызывает сомнений. Проявлениям нацизма, ксенофобии (многочисленные убийства и избиения лиц "некоренной национальности" - африканцев, азиатов, "лиц кавказской национальности") посвящены статьи в газетах, радиопередачи, многочисленные дискуссии в СМИ. Откуда это и что это значит? Как говорят «фашизм это болезнь незрелой демократии». В самом деле, если смотреть историю, многие европейские страны "переболели" им вскоре после разрушения традиционного сословного общества, когда молодые, еще неустойчивые демократические институты не выдерживали натиск реакции на модернизационные процессы. То же самое в России. Основные СМИ ведут правительственную пропаганду, насаждают шовинистическую и ксенофобскую идеологию, милитаризм. Однако государство, которое строится ныне, мало похоже на социализм, коммунизм, и тем более на демократию. По мнению экспертов, с которыми я тоже целиком согласен, фашизм выполняет минимум три функции в современной России. А это: Во-первых, служит "страшилкой" для режима перед грядущими выборами. Во-вторых, "инородцы" - превосходный "козел отпущения" для бездарной власти, не способной решить ни одну из социальных проблем (бедность, жилье, армия, образование, медицина, наука и т. п.). В-третьих, фашисты - социальная база, "резерв главного командования" в борьбе с предполагаемой "оранжевой революцией". Вот и все…»

Светлана Ганнушкина, российская правозащитница, педагог и общественный деятель. Светлана Ганнушкина (Москва): «А что тут можно сказать? Все сказано. Вот вам мое наблюдение, правда, достаточно давнее. Но лучше не стало, этот эпизод произошел в день рождения Гитлера. Ходили недели две упорные слухи о том, что будут «санкционированные» погромы кавказцев в Москве. Едем с мужем в почти пустом трамвае. Две старушки беседуют: - Гляди, фашистики, как черных-то напугали! Так им и надо, надоели – сил нет. Не выдерживаю и вмешиваюсь: - Как же Вы можете так говорить!? Мы с Вами хоть немного, но войну помним. Наши отцы фашизм победили, а Вы - фашистики! Вторая женщина первой: - Правда, ну, что ты! Вот мы в Узбекистане жили в эвакуации – так нас там принимали как родных. Наши беды ведь отчего? – Во власти одни евреи! Подходит третья немолодая женщина, услышавшая наш разговор: - Женщины, вы, что это говорите? Это же все наши советские люди: русские, евреи, узбеки, таджики. Чему нас в школе-то учили – дружбе народов! Выходим с ней из трамвая, говорю: - Спасибо, что поддержали. - Да, конечно! Не понимают люди. Ведь это все американцы гадят! Вот вам и дружба народов! Возражать уже нет сил. Входим в метро и расходимся в разные стороны. Это не проходит само, мы всегда должны помнить, что этот вирус снова может внедриться в нас и вызвать эпидемию. Необходимо делать прививки от него каждому поколению.

Алла Куватова,  (зав.кафедрой отечественной и международной журналистики РТСУ, кандидат философских наук, (Душанбе, Таджикистан): «Героиня повела себя очень достойно. Но нашим мигрантам там нелегко из-за такого отношения. Это всё - язык вражды. Конечно, есть те, кому это выгодно. Язык ненависти по отношению к людям, не таким как большинство - цвет кожи, национальность, этничность, религиозная принадлежность, бедность, место проживания. Очень много различий может быть. И есть такие понятия, как превосходство, исключительность, избранность «я и другие». В этом суть проблемы, агрессивность. Непонимание друг друга и неприятие. И нежелание понять и принять другого».

 

 

Карина Пипия, социолог Левада-Центр (Москва): Негативизм к мигрантам среди россиян действительно существует и представляет серьезную проблему на уровне государственного управления, которое в последние годы пытается преодолеть это негативное отношение и «безболезненно» интегрировать мигрантов в принимающее российское общество (которое заинтересовано в трудовых мигрантах по ряду экономических причин), но пока скорее на уровне принятия доктринальных документов, нежели реальных практик и действий. В июле 2017 года 58% россиян считали, что правительству России необходимо «пытаться ограничить приток трудовых мигрантов», и мнение о том, что «мигрантов должно быть меньше в России» устойчиво и доминирует над мнением о том, что «мигранты необходимы и полезны» (начиная с середины 2000-х тысячных годов). Отмечается также достаточно высокая поддержка мифов о том, что мигранты отнимают рабочие места у «местного населения» и «повышают уровень преступности» (по данным общественного мнения за 2016-й год, уровень согласия с этими мифами составляет 62% и 64% соответственно). Однако эта мигрантофобия «коренного населения» свойственна для многих миграционно-аттрактивных государств, принимающих большое количество трудовых мигрантов, включая Россию. Но не всегда стоит рассматривать подобное бытовое проявление ксенофобии в отношении мигрантов именно как межнациональную неприязнь, т.е. неприязнь «русских» к тем, кто воспринимается как «нерусский». Часто люди, испытывающие страх, раздражение и другие негативные чувства к инокультурным мигрантам, испытывают их и к другим «социально уязвимым группам»: меньшинствам различного рода, неформалам, инвалидам и т.д. Сегодня эта женщина нахамила трудовой мигрантке Ферузе, а завтра – девушке с розовыми волосами. Когда в обществе повышается нетерпимость, а толерантность выносится из ценностной структуры общества, то обостряются границы «свой-чужой», и под горячую руку может попасть любой, кто не понравился. Важно, чтобы подобный негативизм не перерастал в организованное насилие в отношении мигрантов или этнических меньшинств, как, например, акции националистов под названием «белые вагоны», когда группа лиц специально ищет в электричках и вагонах метро людей иной внешности, которым наносит побои и увечья.

Светлана Саламова, руководитель портала Migranto.ru (Москва): «Отсутствие четкой миграционной политики, постоянно меняющееся видение "нужности" или "ненужности" трудовых мигрантов на российском рынке труда приводили к тому, что СМИ длительное время выдавали в эфир негативные материалы о трудовых мигрантах, приезжающих в России. Ошибки в работе федеральных и территориальных органов власти в период начала экономического кризиса было удобно прикрывать "засильем нелегальных мигрантов". В народ шла информация о том, что все беды от мигрантов: они заняли все рабочие места, отнимают хлеб у россиян, нарушают законы и вообще России они не нужны". Поток подобной информации постепенно выработал у населения негативное отношение к трудовым мигрантом, которое постоянно росло вплоть до 2016 года. И лишь с того момента ситуация начала постепенно меняться. СМИ прекратили поток негатива. Субъекты получили реальные деньги в виде поступлений в свои бюджеты от патентов мигрантов и поняли, что легальная трудовая миграция это не зло. Главное, необходимо четко прорабатывать миграционную политику и бороться именно с нелегальной трудовой миграцией»

Сергей Ланг, психолог (Москва): «Для того, чтобы понять, как себя правильно вести, нужно понять мотив поведения таких агрессивных людей в обществе. Начнём с того, что у них в жизни, скорее всего, есть проблемы, как личного, так и финансового плана. Им проще винить в своих проблемах окружающие факторы: мигранты, политики, олигархи, молодёжь и др. Такие агрессоры постоянно везде пытаются вставить, как им кажется, «умное» слово, поэтому встретившись с такими людьми, лучше промолчать или ответить им спокойно, как это и сделала героиня. Этих людей не изменить, а вот свою психику не стоит подвергать стрессу. Не обращайте внимания на эти замечания и слова, улыбнитесь им и скажите «Спасибо за дельный совет, я приму к сведению!»

 

10 выводов от автора:

1.​ Если у трудового мигранта высокая квалификация по своей специальности, не просто хорошее, а отличное знание русского языка и легальное положение, то ему в сотню раз легче будет прожить в России.

2.​ Быть легальным мигрантом – выгодно, даже если оформление документов опустошает ваш бюджет до копеечки. По крайне мере, это лучше, чем вечно прятаться и бояться первого встречного полицейского. Тем более, система постановки на миграционный учёт стала значительно комфортнее, благодаря центру в Сахарово.

3.​ У вас по приезду в Россию должны быть деньги на первое время, помимо оформления разрешения на работу и оплату патента, как минимум ещё 15000 рублей в запасе. Или у вас должны быть очень хорошие знакомые, друзья, родственники, которые могли бы вам помочь финансово.

4.​ Если вы творческий человек, не стыдитесь показать своё умение в работе. Уверена, что работодатель обязательно вас заметит и, возможно, переведет вас на более престижную работу.

5.​ Если вы трудолюбивы и готовы сделать больше, чем у вас прописано в контракте, вы на хорошем счету у своего начальства. Это тоже может сыграть вам на руку.

6.​ Ехать «в никуда» – не стоит. Жизнь трудового мигранта начинается не с белого листа, а с поддержки знакомых или родственников, кто готов вам дать на первое время кров и в экстренных ситуациях поддержать финансово.

7.​ Если вам что-то непонятно, в помощь всегда придёт Интернет. Наберите в поисковике тему или свой вопрос и читайте внимательно суть вашего вопроса.

8.​ Знайте, вас только встречают по цвету кожи, разрезу глаз и стилю одежды. Впечатление, которое создастся о вас у окружающих, зависит от того, насколько вы грамотно общаетесь на русском языке и какие у вас манеры воспитания. Не стоит сразу реагировать на то, что вы ощущаете на себе пренебрежительное отношение к вашей национальности или внешнему виду.

9.​ Нужно быть терпимым во всём, сразу в штыки всё не воспринимать, даже если тебя оскорбили по национальному признаку. Дуракам ничего не докажешь, а умные люди не опустятся до унижения другого человека.

10.​ Не думайте, что ваше высшее образование и отличное знание русского языка будут оценены по достоинству на рынке труда. Рассчитывайте на меньшее, но в процессе работы у каждого есть шанс подняться.

Ирина Умарова специально для ИА «ЭТНОИНФО»