wrapper

Шевченко Максим Леонардович – президент региональной общественной организации содействия в изучении культурных, общественных и религиозных процессов в контексте современной политики «Центр стратегических исследований религий и политики современного мира».

Выступление Шевченко на заседании Совета по при Президенте по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года:


- Мне хотелось бы остановиться на вопросах информационного обеспечения национальной политики и информационного противодействия угрозам национальному единству нашего народа.

Дело в том, что не секрет, что большинство конфликтов, которые существуют, существуют процентов на восемьдесят в информационном пространстве. И конфликты, так называемые межнациональные, как правило, имеют подоплёку не конфликта между народами, а этническую или даже зачастую этнокриминальную составляющую, которая раскручивается уже в информационном пространстве, как, собственно говоря, якобы межнациональная.

Мы сталкиваемся с тем, что на сегодняшний момент практически отсутствуют журналистские кадры – я уже много лет работаю в разного рода медийных ресурсах: и в печатных, и в электронных, и могу это подтвердить, – которые бы дотошно разбирались или давали себе труд разобраться детально в тех или иных конфликтах. Как правило, медийные ресурсы транслируют тот образ, который им зачастую подбрасывают заинтересованные в разжигании дальнейшего конфликта стороны.

И это является крайне опасной ситуацией, которую мы отмечали в рамках заседаний комиссии Совета. И мы предложили по этому вопросу конкретное решение. Владимир Юрьевич Зорин, который является руководителем комиссии по межнациональным конфликтам, я его заместитель, мы провели несколько заседаний комиссии и пришли в результате таких дискуссий и острых споров к следующим моментам.

Во-первых, под эгидой Совета вся информационная политика должна по крайней мере координироваться Советом по межнациональным отношениям под Вашим руководством, поскольку в рамках Совета собраны, я считаю, выдающиеся специалисты, представлены практически все российские этнические, национальные серьёзные группы, а если ещё взять экспертов Совета, которые не являются членами, но которые сотрудничают с Советом, то это достаточно серьёзная и научная, и политическая, и медийная сила.

При Совете мы предлагаем создать школу подготовки журналистских кадров. Мы назвали это школой национальной политики, которая занималась бы, как в советское время курсы повышения квалификации, конкретной работой с журналистами для того, чтобы они имели своего рода лицензию на работу с определёнными темами.

Я думаю, тут можно будет найти и понимание и руководителей, и издателей или хозяев серьёзных, крупных средств массовой информации, которые должны нести непосредственную ответственность за ту картину межнациональных отношений в стране, которую они преподносят миру.

Кроме этого, нам кажется, что в России явно недостаточно наличия информационных ресурсов, которые могли бы концентрировать государственную национальную политику. Собственно, раньше они были и невозможны, потому что не было Стратегии и как бы не было Совета. Мы предлагаем создать мощный централизованный портал от имени Совета по национальной политике, который концентрировал бы государственные документы, документы органов власти, научные работы, какие-то системные по национальной политике и работал бы в ежедневном формате как медийные СМИ.

Кроме этого, ряд независимых и достаточно сильных электронных ресурсов, таких как «Этно-радио», «Национальный акцент», для того, чтобы на их страницах обсуждались вопросы на уровне современных журналистских технологий. Поверьте, у нас есть специалисты, которые это могут создать, конфликты и образы конфликтов, создающиеся в медийном пространстве.

Так как сегодня огромная часть, и Вы недавно об этом говорили, между прочим, на заседании Федеральной службы безопасности, экстремизма и радикализма перенесена в информационные сети и достаточно закрыта от тех, кто это не видит, от государства, но они существуют и оказывают очень серьёзное влияние.

Социальные сети сами по себе – это объективное явление. И нам представляется, что противодействие в этих сетях, помимо грубых форм закрытия или выявления преступников и радикалов, которые сознательно подрывают национальную или государственную безопасность нашей страны, необходимо также создание и другого образа, информационного образа конфликтных ситуаций.

То есть мы предлагаем создать своего рода группу контрпиара, которая бы, разбираясь в ситуации конкретно, предлагала бы обществу и тем, кто находится в сетевом пространстве, иное, настоящее, подлинное видение и причины того или иного конфликта. Не хочу даже перечислять ситуации, при которых мелкие уголовные столкновения становились на самом деле темами чуть ли не общегосударственной политики, благодаря тому что у нас не оказывалось эффективных мер информационного противодействия действиям экстремистских групп, которые до недавнего времени полностью, на мой взгляд, господствовали в некоторых сегментах информационно-сетевого пространства.

Вот Вы сказали о средствах, которые будут выделяться на национальную политику. Я предлагаю создать под эгидой Совета специальный фонд, который концентрировал бы ресурсы, распространял бы гранты именно для информационного противодействия экстремизму и продвижения не только каких-то негативных моментов, но и позитивных образов национальной политики и жизни между народами, дружбы народов, как сказал Вячеслав Александрович, и отношений между разными этническими группами.

Не секрет, что конфликты, которые существуют, к сожалению, в этом мире, имеют совершенно разную природу. Разбираться в этом, разъяснять обществу природу того или иного конфликта, отбивать атаки радикалов, экстремистов и, не побоюсь этого слова, информационных террористов, которые атакуют единство нашей страны, мне кажется, это задача не только государственных институтов, которые обязаны заниматься безопасностью, но и общественных организаций, в частности таких, как Совет национальных организаций.

Потому что моя давняя идея, что основная нагрузка за будущее общества всё-таки должна лежать на самом обществе и на тех его структурах, которые это общество в каких-то мерах готово или претендует на то, чтобы представлять.

Спасибо.

 

 

Добавить комментарий