8 марта в КЦ «Урал» прошел необычный концерт, на котором впервые за сорок лет выступил знаменитый осетинский ансамбль танца «Алан». Сегодня мы беседуем с организатором этого вечера - председателем Общества осетинской культуры им. Аслан-Гирея Галати – Лианой Павловной Гаглойтэ.
Как возникла идея проведения такого концерта?
– Вы знаете, очень много было уже разных мероприятий, начиная с 2001 года. Раньше, когда я работала в университете (бывшем УрГУ), то для студентов старалась организовать встречи с интересными людьми искусства и не только. Были среди них, конечно, и осетины. Тогда ещё не существовало ни фонда, ни общества. Потом, когда я попала в рекламную фирму «Стенд-Урал», мы начали устраивать вечера, благотворительные проекты с епархией – к примеру, такие как «Золотое наследие». И уже в рамках общества – появились мероприятия непосредственно осетинской направленности. Первые из них были посвящены Беслану. После тех трагических событий надо было «зализывать раны» - хотелось чего-то радостного, хорошего, культурного. Тут можно назвать такие проекты как «Осетия на холсте и на экране», куда входил фестиваль кино, различные выставки. Одним из самых запоминающихся – стало выступление театра «Арвайден».
Это тоже приглашенные из Осетии артисты?
– Да, некоторые из тех, кто приезжал с театром теперь уже выступает в составе ансамбля «Алан». Приезд «Арвайдена» проходил в рамках благотворительного тура, посвященному памяти бойцов подразделений «Альфа» и «Вымпел», которые участвовали в освобождении заложников. Средства шли семьям погибших ребят. Мы тоже тогда приняли активное участие: зал был полный. На последнем концерте присутствовала Уполномоченная по правам человека – Татьяна Мерзлякова, так вот она сказала, что очень хорошо помнит ещё то мероприятие – представление «Арвайдена». Это театр ритуального танца: они изучали традиции, историю, архаику, а потом интерпретировали все это в новом, в современном стиле. И нам есть чем гордиться – один из спектаклей театра ставила Татьяна Баганова – наша землячка, которая сейчас работает, в том числе, и в Большом театре. Я звонила ей накануне концерта 8 марта, говорю: «Татьяна, вы же наша, вы же ставили «Золото нартов», мы хотим вас видеть сегодня!» Но она, к сожалению, не смогла приехать, но передавала огромный привет.
Если честно, трудно даже представить, сколько сил нужно, чтобы организовать такое масштабное мероприятие. Не было сомнений, что не получится?
– Да что и говорить, изначально казалось, что это совершенно безумный проект, потому что не было никакого финансирования. Пришлось долго думать, как этого добиться – расходная часть зашкаливала за миллион рублей. Но потом нашлись спонсоры и волонтеры, которые помогали с билетами. Администрация города пошла нам навстречу, и министерство культуры отнеслось хорошо. Проекты такого плана увлекают – мы живем в современном мире, и задача была поставлена по-современному. Мы, конечно, могли привлечь какую-то зарубежную диаспору, но цель была показать, что Россия очень многообразна.
В одном из интервью вы сказали, что на Урале практически не знают, кто такие осетины, с тех пор ничего не изменилось?
– Это наша большая мотивация, знают, но очень мало. Это общая беда культур. Культурные дела они нуждаются в очень серьезной подготовке, пиаре. Ведь что-то плохое воспринимается с атомной скоростью, а тут человек подумает: «ну да, ну приезжает какой-то ансамбль. Конечно, не плохо, но пока пойти не можем». Для того чтобы люди захотели, узнали, мы использовали социальные сети, развешивал баннеры. Но все-таки нужно было сделать это пораньше. И СМИ привлекать, и «сарафанное радио», круглые столы проводить, интервью…
Концерт в этом году и вовсе совпал с празднованием 8 марта. Людей это не смутило?
– Мы, конечно, предполагали, что 8 марта у каждого свои планы, но в то же время – у нас же огромный город, не может же весь город куда-то взять и исчезнуть! И многие зрители сказали: вы нам подарили настоящий праздник… Зал в КЦ «Урал» небольшой - всего 600 мест. Это современный центр, удобный и для артистов и для зрителей. И мы решили, что народ наберется. Так и получилось. Зал был полон, и мы могли бы продавать билеты на дополнительные стулья, но не предусмотрели это заранее, поэтому люди звонили накануне, жаловались, что билетов не хватило. Ведь мы приглашали гостей и из других городов УрФО: Челябинска, Тагила, Тюмени. Мы сказали осетинам, чтоб приводили все свое окружение. Пусть знают – кто вы, откуда вы, какая богатая у вашего народа культура. У нас были и казаки, ветераны, афганцы, осетины с других областей тоже приехали со своими знакомыми. Мы очень хотели, чтобы уральцы прониклись, увидели другую культуру…
Наверное, в этих же целях для зрителей перед концертом была представленная выставка, посвященная осетинской культуре? Как она создавалась?
– Что отличает все наши мероприятия – всегда стараемся делать выставки. Это очень удобно, пока зрители ожидали представление, они полезно и интересно провели время.
В этот раз нам удалось раскрыть сразу несколько тем. Первая – это создание ансамблей. В параллелях мы показали, как происходило рождение ансамблей в Южной и Северной Осетии, а потом и у нас в Екатеринбурге. Мы нашли много общего. Например, у истоков уральского ансамбля стоял человек родом из Астрахани, который потом работал в Баку и Батуми – все это Кавказ. И дальше он попадает на гастроли свердловского театра Музыкальной комедии, и уже вместе с ним отправился в Тифлис. И вернувшись с этим театром сюда на Урал, решает создать народный ансамбль. Мы все время рядом – Кавказ и Урал. Вторая тема – собственно ансамбль «Алан». Этот коллектив известен на весь мир, но вот в наш город последний раз он приезжал, аж, в 1976 году. Это не правильно. Нам есть, чем гордится, а мы забываем об этом…
Также мы представили фотовыставку, посвященную человеку, чье имя носит наше общество. Это Аслан-Гирей Галати – великий осетинский фольклорист, музыкант, композитор. Фотографии, которые увидели наши гости, очень колоритные – сделаны они в экспедициях Галати. Тут лица 30-х годов, они сидят, поют песни, устраивают посиделки с пирогами – в общем-то, это и сблизило выставку с нашим концертом, ведь осетинское застолье невозможно без пирогов, поэтому в антракте мы угощали наших гостей знаменитыми уалибахами.
А какие ещё осетинские традиции могли увидеть зрители на этом концерте?
– Безусловно, это костюмы нашего народа, в которых выступал «Алан». Они исполняли и лезгинский танец, и свадебный массовый танец «Симд», и горский танец. Это непередаваемые ощущения. Под занавес поднесли им три пирога. В Осетии всегда гостей встречают тремя пирогами. Можно было сделать это вначале, но мы решили, что в финале будет лучше. Вынесли чашу. Над чашей, согласно обычаю, должна произноситься речь – это почетное право высказаться. Чашу держал руководитель ансамбля Эльбрус Кубалов. Говорил речь по-осетински. Из зала кричали «омен-омен» – так его поддерживали. А потом все хлопали: «пей до дна» – это было очень красиво. Получилось все как надо. Зал не подвел. Зал ревел после каждого выступления. Замечательная энергетика исходила от зрителей, и артисты так выкладывались, хотя они, конечно, всегда хорошо танцуют, но благодаря этой подпитке они очень старались. В конце вручали всем благодарности, на которых крупно было написано «Бузныг» – что по-осетински означает: спасибо.
Хочется верить, что в скором времени Екатеринбург сможет ещё увидеть что-нибудь подобное…
– Ничего похожего по масштабу мы не проводили с 2006 года – а когда есть большой перерыв забвения, то прерывается ниточка. Я бы хотела, чтоб этот проект «Урал-Кавказ. Осетинские параллели» встал на постоянную основу и прибрел фестивальный характер. Потому что просто показывать – это хорошо, но хочется, чтоб была интерактивность: чтобы те, кто приезжают к нам сюда тоже что-то могли взять из местной культуры. Кстати, уже на этот концерт мы пригласили людей, которые знакомы с осетинской культурой – это было своеобразное «подношение от уральцев». Выступали и Свердловская филармония, и театр Музыкальной комедии, Народный ансамбль танца им. Александра Поличкина и даже певец из Перми.
Мы надеемся, что проект даст импульс и каким-то другим параллелям – вхождению в проект других народов (этим Кавказ богат) – и азербайджанцев, армян, дагестанцев. Пока мы показали на своем примере, и будем показывать ещё. И, может быть, у нас даже получится выехать в Осетию со своими коллективами.
Правда, что проект «Урал – Кавказ. Осетинские параллели» уже заявлен на «ЭКСПО - 2020»?
– Да, верно. Там представлена тема глобального разума. И надо понимать, что в глобализации много хорошего, но есть и опасности: не потерять «лица необщего выражения» – как писал Баратынский. В первую очередь, нужно, чтобы Россия понимала свое богатство и многообразие. Нам есть, что показать на ЭКСПО, прежде, чем проникаться тем, что привезут гости. Нужно почувствовать свое единство в многообразии. Мы все находимся в ауре российского поля, но в то же время у каждого народа есть свои оттенки, которые сегодня очень легко стираются. Это как ковер: если начнешь вытаскивать ниточки, то он расползется, а когда мы едины, и привносим каждый свой орнамент, то мы способны почувствовать свое единство в многообразии. Поэтому слоган, который мы придали нашим действиям – к глобальному разуму через диалог культур. Мы должны показать, что мы открыты для диалога, познания нового. А как на том же ЭКСПО мы собираемся познавать новое, если нам в любой момент могут сказать, что вам неведомо ваше – российское. Мы должны помочь расширить уральцам их культурное сознание и проявить себя в нашем единстве!
Беседовала Наталья Шадрина