wrapper

Последнее время много споров и дискуссий среди некоммерческих организаций вызывают поправки к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (получившие название Закон «Об иностранном агенте»),  введенные в действие Федеральным законом от 20.07.2012 № 121-ФЗ.

Однозначного мнения некоммерческий сектор не выработал – одни предлагают игнорировать указанный нормативный акт, другие, напротив – принять ряд превентивных мер в виде внесения изменений в уставные документы или принятия внутреннего локального акта о том, что организация иностранным агентом не является и, стало быть, под действие закона не подпадает. 

Рассуждая как быть - разберемся подробнее. В первом случае - игнорирование закона абсолютно не означает, что его действие не распространяется на соответствующую НКО и, при наличии претензий, она не понесет юридической ответственности. А мера ответственности производит впечатление: ч. 1 ст. 19.34. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Издание и распространение некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов без указания на то, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 2 ст. 19.34).

Более того, злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в предусмотренный законом «О НКО» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Внесение же изменений в уставные документы или принятие внутреннего локального акта представляется не менее бессмысленным, так как абз. 2 п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» четко указывает, что «некоммерческая организация, признается участвующей в политической деятельности,… если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях». То есть, перед нами как раз тот классический случай из анекдота, когда «не по паспорту».

Надо отметить, что в абз. 2 п. 6 ст. 2 указывается, что «к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества».

Обращает на себя внимание, что не все социально ориентированные некоммерческие организации (некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организация» формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 указанного закона) занимаются неполитической деятельностью.  В соответствии с введенными Федеральным законом от 30.12.2012 № 325-ФЗ поправками, в частности, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации вполне могут быть расценены в качестве политических.

А теперь попробуем смоделировать ситуацию: этнокультурное общественное объединение получает грант, например, от Совета Европы, на реализацию проекта по пропаганде национальной культуры, где запланирована информационная компания (см. формирование общественного мнения) и деятельность, направленная на расширение возможностей изучения языка, например, путем включения его  в региональный образовательный стандарт, а также получение прав на безвозмездное информирование о своей деятельности в СМИ (см. воздействие на государственные органы с целью принятия решений). Вот и получился социально ориентированный иностранный агент.


Юлия Грехнёва



Комментарии  

0 #1 сона 21.01.2013 05:18
не очень понятно, почему наклейку иностранный агент надо лепить только тем организациям, которые задевают сферу политики.
Цитировать
0 #2 vm55 21.01.2013 05:24
в наименовании иностранный агент по мысли законотворца нет ничего отрицательного!
Цитировать
0 #3 сона 03.02.2013 08:37
Цитирую vm55:
в наименовании иностранный агент по мысли законотворца нет ничего отрицательного!

якобы. это ярлык, несущий отрицательную нагрузку. и больше никакого смысла в нём нет, только это.
Цитировать

Добавить комментарий