В рамках только что окончившегося Российского Фестиваля Антропологических Фильмов прошла студенческая конкурсная программа «КиноАнтроп». Фильм Светланы Белоруссовой – студентки Уральского Федерального Университета – «Из Парижа в Париж» рассказал нам о путешествии народа из деревни Париж Челябинской области в столицу Франции. Но в большей степени это кино о людях, которые живут в деревне и не считают, что они находятся на окраине мира. Их исключительное отношение к жизни сделало этот фильм самым позитивным во всей программе.
Светлана, как родилась идея такого путешествия? Вы каким-то образом связаны с деревней Париж?
В 2011 году мы с факультетом отправились в экспедицию по Южному Уралу. У нас была цель исследовать территории и найти что-то интересное. И, знаете, ещё тогда меня больше всего удивили именно нагайбаки. В 2012 году я уже сама поехала туда. И тогда мне сообщили, что у них есть такое желание – отправиться в путешествие по местам казачьей славы своих предков. И конечной точкой будет Париж – французский. Так что это они придумали, а я просто взяла камеру и сняла поездку.
Какими вы увидели этих людей?
На самом деле я показала в фильме реальную картину. Они очень активные, позитивно настроенные. Очень удивляют названия их сёл: Фершампенуаз, Париж. Они считают себя русским народом, но общаются между собой исключительно на татарском. Нагайбаки – это признанный коренной малочисленный народ. Они хотят развивать свой язык – глобализация их мало коснулась, и они не испытывают дискомфорта. Нагайбаки – одни из тех, кто бережно сохраняет традиции. Кстати, в отличие от многих других, они очень любят сниматься в кино, рассказывать о себе.
Чем вас привлекла именно эта тема?
Я учусь на этнолога. И в первую очередь мой выбор обусловлен моим хорошим отношениям к самому народу. Я сама не люблю, когда жалуются, говорят, что все ужасно, плохо. А здесь совсем другой подход. Некоторые из героев фильма – мои хорошие друзья. Мы по духу близки.
Как вы выбрали такое профессиональное направление?
Я заканчивала бакалавриат вообще на другой кафедре. А потом познакомилась с Андреем Владимировичем Головневым (президент фестиваля и научный руководитель Светланы – Прим.) и решила пойти на другую. Я очень люблю общение, а такая работа – сплошная коммуникация. Никаких особых предпосылок к этому не было, просто решила – что-то меня привело туда. А камеру я взяла в руки, потому что, мне кажется, создание документального фильма – это более широкое и глубокое исследование, нежели написание статей.
Как вы думаете, какие этнические проблемы сейчас особенно обострены?
В первую очередь это самоидентификация. Русский народ не понимает, кто он и куда идет. Это такие вопросы, которые мешают обозначить свою роль. Деревня далека от глобализации. И именно поэтому там проще сохранить традиции. А некоторые народы только в деревнях проживают. Не зря ребята показали женщину, которая на вопрос «что для вас счастье?» говорит, что она не хочет, чтобы ее сын жил в деревне – и это будет для нее счастьем. Миграция пугает.
Некоторые деревни вообще стерлись с лица Земли. Часто ссылаются на финансирование. Отчасти, наверное, и в этом есть своя правда. На самом деле, конечно, это очень глубокая тема. Но вот эти проблемы самые яркие.
Видите ли вы пути художественного решения проблем?
Это вопрос вообще о пользе нас – тех, кто что-то делает в этом ключе. Я постоянно об этом думаю. Мой фильм, благодаря все той же глобализации, может попасть в руки какому-нибудь губернатору. И, может, что-то изменится. А когда нагайбаки чувствуют к себе интерес, это приподнимает их изнутри. У антрополога нет задачи вторгнуться в чью-то жизнь, он смотрит на изменения. Они сами себе помогают, благодаря чувству необходимости. Они ведь не то, чтобы постоянно говорят, мол, мы нагайбаки. Они просто такие, какие они есть. Еще большую роль играет тот факт, что на протяжении долгого времени у народа была своя проблема: Сталин и вся советская власть их не признавали, целиком относили их к татарам. Уже после распада СССР, в 90-е годы они официально стали малочисленным народом. Общая борьба сильно укрепила и границы и самосознание. И, благодаря общей победе, они все еще друг за друга держатся. Они гордятся тем, что они – нагайбаки.
Беседовала Анна Новосельцева
Комментарии