wrapper

Большинство западных учебников переломным моментом войны считает победу в Африке американских и британских войск и разгром Роммеля. Именно после нее союзники смогли высадиться в Южной Италии. Российские учебники однозначно связывают момент перелома с началом контрнаступления под Сталинградом. Необходимо отметить, что при изучении военной истории отечественный и западный подходы исходят из разных концепций. В российских учебниках процветает военная историография - анализируется деятельность всех четырех украинских фронтов, командующие, ход военных действий, количество техники, в Европе, историю учат с точки зрения обычного человека, т.н. «история повседневности» - рассказы о войне строятся на основании воспоминаний, писем фронтовиков.

Американские учебники, видимо компенсируя тот факт, что американцы не воевали в Европе до июня 1944 г., настойчиво преувеличивают роль США в военных поставках - техника, которая там воевала, обмундирование для Красной армии, продукты - все это было американское. В американских учебниках о Второй мировой - лишь пара абзацев: упоминание союзников, Сталинградская битва, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Причем последнее представлено как вынужденная мера после нападения на американский Перл-Харбор. Тем не менее, на вопрос: «кто выиграл Вторую мировую войну?» - американский школьник без запинки ответит - США. Первое, что говорят американцы, упоминая войне - то, что в ней погибли 6 миллионов евреев и что Гитлера разбили союзники - США и Великобритания. О роли СССР знают мало.

Польские учебники  рассказывают о двух диктаторах - Сталине и Гитлере, которые делили между собой Польшу. Для поляков важно, что Вторая мировая началась именно с агрессии Германии на Польшу, к которой затем присоединился СССР. В Польше достаточно внимания уделяется геноциду поляков на Волыни (волынская резня 1943 г.) и расстрел силами НКВД СССР польских офицеров в Катыни.

В Японии, несмотря на то, что тему войны преподают с детсада, не уточняется на чьей стороне воевали японцы. В учебниках говорится о том, что война - это самое большое зло, от которого страдали не только люди, но и животные. Приводится пример: в городском зоопарке Осаки от голода погибли слоны. Дети идут на могилу слонов и пишут письма живым слонам с пожеланиями долголетия. Союзничество с Германией описывается очень в общем, как два воюющих лагеря: США, Англия, СССР и другие с одной стороны, и Германия, Италия, Румыния - со второй. «Япония была союзником Германии», - скупо пишут в японских учебниках.

В России в учебниках акценты сделаны на Сталинградской битве, Курской дуге. В Беларуси используется термин «Великая Отечественная война», акцент сделан на оккупации, партизанском движении, роли белорусских фронтов и белорусов в Красной армии. Учебники подчеркивают, что в Беларуси был самый большой процент жертв в войне на душу населения. И это соответствует действительности.
В Молдавии, в учебниках истории событиям Второй мировой выделено примерно 20 страниц из более чем 200. Более половины из них - иллюстрации и схемы военных действий. О борьбе СССР против нацистской Германии - прочти ничего. Термин «Великая Отечественная война» упоминается бегло в одном из параграфов. Общий сюжет следующий: изначально Румыния выступала на стороне Германии, надеясь вернуть Бессарабию, которая, в рамках советско-германского договора Молотова-Риббентропа о ненападении от 1939 года, должна была войти в состав СССР (именно на ее территории была создана Молдавская ССР). Ближе к концу войны Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Рассказ о войне в молдавском учебнике - бездушная трактовка событий и дат, лишенная оценок. В нем отсутствуют упоминания о подвигах местных героев - опубликованы лишь фотографии ветеранов с указанием наград.

В Германии (несмотря на различие в учебниках разных земель) в основном изучение истории войны связано с  ответом на вопросы: как возможен был нацизм и Холокост евреев. Говорится о судьбе евреев Беларуси, Молдовы, России. Попытки хоть в чем-то оправдать нацизм отсутствуют.

В немецких учебниках истории упоминается, что 8 мая кончилась война, которая стала позором для страны и принесла немецкому народу много горя. О самой Второй мировой рассказывают сжато, только факты - никаких эмоций. Упоминается учение о превосходстве одной расы над другой, которое было идеологией фашизма, о том, что война Германии была завоевательной. Но многие негативные стороны войны, уничтожение целых народов занимают в учебниках буквально несколько абзацев, а о роли вермахта и деятельности бригад СС практически ничего не говорится. Нужно отметить, что в немецких учебниках национал-социализм представлен, скорее, как рок для немецкого народа, нежели как трагедия для других государств, пострадавших от фашистов.

В итальянских учебниках красной нитью проходит мысль, что победа во Второй мировой войне была исключительно благодаря США и Англии. СССР упоминается только в связи с тем, что по тексту с советской армией воевали только итальянцы. Тем не менее, нет упоминаний немецких и советских полководцев. Зато есть свои герои. К примеру, генерал Гарибальди, командующий VIII итальянской армией, отличившейся в Сталинградской битве.

Учебники Эстонии делают акцент на варварской бомбардировке советской авиацией Таллинна 9 марта 1944 года (погибли 554 человека), которую сравнивают с бомбардировкой англичанами Дрездена. Говорится, что эстонцы оказывали мощное сопротивление армии СССР, в том числе при помощи 20-й дивизии СС.

Так что же будут помнить о войне будущие поколения? Чтобы ответ на этот вопрос был внятным и соответствовал нашим пожеланиям и представлениям, нужно работать над ним уже сейчас и не только в России, но и за рубежом. Рассказывая, объясняя, пропагандируя и прежде всего продвигая РУССКИЙ ЯЗЫК, остальное сами прочтут.

Комментарии  

0 #1 мирон 25.01.2013 17:46
май дет воевал на этой войне я хочу найти про него сведенья его завут Мирон Белов,
Цитировать
0 #2 мирон 25.01.2013 17:48
кто знает о нем звоните799988в 13:00
Цитировать
0 #3 мирон 25.01.2013 17:50
очень прошу
Цитировать
+1 #4 Аноним 26.05.2017 04:38
В некоторых учебниках есть не правда что напалеона победила Британия что СССР сам напал на гитлера не правда :-x :-x
Цитировать
+1 #5 Аноним 26.05.2017 04:39
В европейских учебниках и в украинских тоже
Цитировать
0 #6 питер 03.04.2020 07:22
Естественно, что каждая страна преувеличивает свои заслуги и роль в войне, это справедливо и для России. Поэтому очень полезно знать другую точку зрения, истина будет где-то по середине.
Цитировать
+1 #7 питер 03.04.2020 07:51
В СССР и в современной России в школах изучают скорее не историю Второй мировой, а только историю Великой отечественной. И совершенно зря, потому что картина получается кривой и, что немаловажно - не интересной. Дело в том, что противостояние СССР и Германии было решающим, жесточайшим и всё такое, но - совершенно монотонным и унылым боданием, там почти нечего рассказывать, кроме перечисления переломных сражений. Отступали, остановили, переломили, окончательно переломили, погнали, освободили. А вот если брать всю 2мировую, делается видна вся логика событий, раскрывается влияние экономических и политических факторов и мотивы поведения стран и тп., и было множество любопытных сражений всяких и в общем есть чего рассказывать детям - интересного.
Цитировать
0 #8 Вика 03.04.2020 08:25
точно, роль россии была просто тупо сдерживать немцев мясом, а бриты и амеры решали её исход под эльаламейнами да мидуэями
Цитировать
0 #9 Вика 03.04.2020 08:26
малыми силами, но высокоинтеллектуально и технологично)))
Цитировать
0 #10 питер 03.04.2020 08:31
Цитирую Вика:
точно, роль россии была просто тупо сдерживать немцев мясом, а бриты и амеры решали её исход под эльаламейнами да мидуэями

А код Энигмы! Забыли?! А разбомбление завода с тяжёлой водой!
Цитировать
0 #11 ВВ 03.04.2020 09:14
Цитирую Аноним:
В некоторых учебниках есть не правда что напалеона победила Британия что СССР сам напал на гитлера не правда :-x :-x

мы бы посмотрели, как Британия побеждает Наполеона, если б русская армия остановилась на границе, а в Европу не пошла. Кстати возможно так и надо было поступить.
Цитировать
0 #12 ВВ 03.04.2020 09:18
с Наполеоном договориться и пусть бы они с Британией бодались там, а самим конкретно заняться Турцией, проливами, южным направлением в общем.
Цитировать

Добавить комментарий