Большинство западных учебников переломным моментом войны считает победу в Африке американских и британских войск и разгром Роммеля. Именно после нее союзники смогли высадиться в Южной Италии. Российские учебники однозначно связывают момент перелома с началом контрнаступления под Сталинградом. Необходимо отметить, что при изучении военной истории отечественный и западный подходы исходят из разных концепций. В российских учебниках процветает военная историография - анализируется деятельность всех четырех украинских фронтов, командующие, ход военных действий, количество техники, в Европе, историю учат с точки зрения обычного человека, т.н. «история повседневности» - рассказы о войне строятся на основании воспоминаний, писем фронтовиков.
Американские учебники, видимо компенсируя тот факт, что американцы не воевали в Европе до июня 1944 г., настойчиво преувеличивают роль США в военных поставках - техника, которая там воевала, обмундирование для Красной армии, продукты - все это было американское. В американских учебниках о Второй мировой - лишь пара абзацев: упоминание союзников, Сталинградская битва, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Причем последнее представлено как вынужденная мера после нападения на американский Перл-Харбор. Тем не менее, на вопрос: «кто выиграл Вторую мировую войну?» - американский школьник без запинки ответит - США. Первое, что говорят американцы, упоминая войне - то, что в ней погибли 6 миллионов евреев и что Гитлера разбили союзники - США и Великобритания. О роли СССР знают мало.
Польские учебники рассказывают о двух диктаторах - Сталине и Гитлере, которые делили между собой Польшу. Для поляков важно, что Вторая мировая началась именно с агрессии Германии на Польшу, к которой затем присоединился СССР. В Польше достаточно внимания уделяется геноциду поляков на Волыни (волынская резня 1943 г.) и расстрел силами НКВД СССР польских офицеров в Катыни.
В Японии, несмотря на то, что тему войны преподают с детсада, не уточняется на чьей стороне воевали японцы. В учебниках говорится о том, что война - это самое большое зло, от которого страдали не только люди, но и животные. Приводится пример: в городском зоопарке Осаки от голода погибли слоны. Дети идут на могилу слонов и пишут письма живым слонам с пожеланиями долголетия. Союзничество с Германией описывается очень в общем, как два воюющих лагеря: США, Англия, СССР и другие с одной стороны, и Германия, Италия, Румыния - со второй. «Япония была союзником Германии», - скупо пишут в японских учебниках.
В России в учебниках акценты сделаны на Сталинградской битве, Курской дуге. В Беларуси используется термин «Великая Отечественная война», акцент сделан на оккупации, партизанском движении, роли белорусских фронтов и белорусов в Красной армии. Учебники подчеркивают, что в Беларуси был самый большой процент жертв в войне на душу населения. И это соответствует действительности.
В Молдавии, в учебниках истории событиям Второй мировой выделено примерно 20 страниц из более чем 200. Более половины из них - иллюстрации и схемы военных действий. О борьбе СССР против нацистской Германии - прочти ничего. Термин «Великая Отечественная война» упоминается бегло в одном из параграфов. Общий сюжет следующий: изначально Румыния выступала на стороне Германии, надеясь вернуть Бессарабию, которая, в рамках советско-германского договора Молотова-Риббентропа о ненападении от 1939 года, должна была войти в состав СССР (именно на ее территории была создана Молдавская ССР). Ближе к концу войны Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Рассказ о войне в молдавском учебнике - бездушная трактовка событий и дат, лишенная оценок. В нем отсутствуют упоминания о подвигах местных героев - опубликованы лишь фотографии ветеранов с указанием наград.
В Германии (несмотря на различие в учебниках разных земель) в основном изучение истории войны связано с ответом на вопросы: как возможен был нацизм и Холокост евреев. Говорится о судьбе евреев Беларуси, Молдовы, России. Попытки хоть в чем-то оправдать нацизм отсутствуют.
В немецких учебниках истории упоминается, что 8 мая кончилась война, которая стала позором для страны и принесла немецкому народу много горя. О самой Второй мировой рассказывают сжато, только факты - никаких эмоций. Упоминается учение о превосходстве одной расы над другой, которое было идеологией фашизма, о том, что война Германии была завоевательной. Но многие негативные стороны войны, уничтожение целых народов занимают в учебниках буквально несколько абзацев, а о роли вермахта и деятельности бригад СС практически ничего не говорится. Нужно отметить, что в немецких учебниках национал-социализм представлен, скорее, как рок для немецкого народа, нежели как трагедия для других государств, пострадавших от фашистов.
В итальянских учебниках красной нитью проходит мысль, что победа во Второй мировой войне была исключительно благодаря США и Англии. СССР упоминается только в связи с тем, что по тексту с советской армией воевали только итальянцы. Тем не менее, нет упоминаний немецких и советских полководцев. Зато есть свои герои. К примеру, генерал Гарибальди, командующий VIII итальянской армией, отличившейся в Сталинградской битве.
Учебники Эстонии делают акцент на варварской бомбардировке советской авиацией Таллинна 9 марта 1944 года (погибли 554 человека), которую сравнивают с бомбардировкой англичанами Дрездена. Говорится, что эстонцы оказывали мощное сопротивление армии СССР, в том числе при помощи 20-й дивизии СС.
Так что же будут помнить о войне будущие поколения? Чтобы ответ на этот вопрос был внятным и соответствовал нашим пожеланиям и представлениям, нужно работать над ним уже сейчас и не только в России, но и за рубежом. Рассказывая, объясняя, пропагандируя и прежде всего продвигая РУССКИЙ ЯЗЫК, остальное сами прочтут.
Комментарии
А код Энигмы! Забыли?! А разбомбление завода с тяжёлой водой!
мы бы посмотрели, как Британия побеждает Наполеона, если б русская армия остановилась на границе, а в Европу не пошла. Кстати возможно так и надо было поступить.