За относительно небольшую историю трудовой миграции из Таджикистана десятки тысяч таджикских мигрантов были депортированы из России за нарушения миграционного законодательства. Соответственно, таким лицам въезд в Россию запрещается, как минимум на пять лет с момента депортации.
Ситуация кажется вполне ясная и ситуация, как правило, в таких случаях разворачивается следующим образом: а) мигранты дожидаются истечения срока депортации, а потом вновь подаются на заработки; б) мигранты меняют имя и фамилию, и вновь подаются на заработки, не дожидаясь истечения срока депортации.
В первом случае бывают ситуации, когда по непонятным обстоятельствам имена депортированных лиц не исключаются из базы данных компетентных органов России. В таких случаях мигрант вынужден возвращаться. Однако случается и такое когда мигрантам, по неясным для них причинам – даже в ситуациях когда они не были депортированы или выдворены въезд в Россию не разрешается. При этом органы пограничного контроля России не разъясняют мигрантам причину такого запрета на въезд. Наши граждане в полном недоумении вынуждены возвратиться на Родину. Ситуация для мигранта неожиданная, непонятная и достаточно удручающая. А когда мы стали изучать российское законодательство то оказалось, что согласно законодательству России, в отношении иностранного гражданина, нарушившего миграционное законодательство, даже если в отношении него не составлен административный протокол, и он не привлечен к штрафу или выдворению (!) может быть принято решение о нежелательности его пребывания в России. При этом решение о нежелательности пребывания лица принимается уполномоченными органами без участия самого лица, в отношении которого принимается решение.
Именно такая ситуация произошла с Рустамом (имя изменено), который был без получения объяснений со стороны компетентных органов России был обратно возвращен в Таджикистан с пограничного контроля аэропорта Домодедово. Кстати, случилось это как раз в те дни, когда в СМИ активно обсуждали нашумевший приговор, вынесенный судебными органами Таджикистана в отношении гражданина РФ Садовничего В.
Итак, Рустама вернули на том же рейсе, на котором он прилетел в Россию. Он утверждает, что он не нарушал законов России ранее, не привлекался ни разу к ответственности, он планировал получить в России в скором времени вид на жительство и эта ситуация просто повергла его в шок. На вопрос, почему ему не разрешен въезд, пограничники сухо ответили «обращайтесь за разъяснением в свое посольство».
Выдержки из ответа пограничной службы ФСБ РФ (от 27.01.2012 за №27\7\3\337) на запрос Центра по правам человека по факту возвращения Рустама.
Ваше обращение относительно отказа во въезде в Российскую Федерацию рассмотрено в управлении пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России. Сооб-щаем, что въезд на территорию Российской Федерации Вам был не разрешен в соответст-вии с законодательством Российской Федерации на основании решения УФМС России по Оренбургской области.В этой связи для получения информации о причинах и сроках ограни-чения Вашего права на въезд в Российскую Федерацию рекомендуем обращаться в Федераль-ную миграционную службу. Одновременно информируем, что акт о возвращении авиапасса-жира предназначен для уведомления авиакомпании (перевозчика пассажиров) о возврате пас-сажира по обратному маршруту и не является официальным документом, содержащим све-дения о причинах отказа во въезде на территорию Российской Федерации.
Первый заместитель начальника управления пограничного контроля А.М. Галицын
Здесь теперь остается только гадать – возможно ситуация, в которую попал Рустам, относится к разряду тех случаев. когда компетентные органы РФ приняли решение «о нежелательности пребывания» иностранного гражданина, а может эта ситуация связана с последствиями того самого нашумевшего «дела летчиков». Обратно Рустам летел самолетом таджикской авиакомпании, на которой вылетал в Россию. После прибытия в Таджикистан, при пресечении пограничного контроля сотрудник авиакомпании отобрал паспорт мигранта и заявил, что паспорт остается у авиакомпании в качестве залога, пока Рустам не возместит стоимость перевозки обратно. Как оказалось подобных случаев в последнее время происходило не мало, и по словам представителя авиакомпании у него в «залоге» находилось на тот момент около двух десятков паспортов граждан.
Мы стали изучать внутреннее законодательство, конечно же, действия сотрудников авиакомпании в части удержания паспорта граждан в качестве «залога» являются противоправными. В Кодексе об административных правонарушениях РТ за подобные действия даже предусмотрено наказание, о чем сотрудники авиакомпании были письменно уведомлены, и во многих случаях паспорта мигрантов нам удалось возвратить. А вот ситуация, связанная с тем насколько законны требования авиакомпании оплатить вынужденную перевозку мигрантов, въезд которым был запрещен, не совсем однозначная.
Согласно установленным правилам перевозки пассажиров и багажа перевозка производится на основании договора перевозки, заключаемого между пассажиром и перевозчиком. По договору стороны добровольно берут на себя права и обязанности – перевозчик перевозит пассажира из пункта «А» в пункт «В», а пассажир оплачивает стоимость перевозки. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется покупкой билета.
Итак, упомянутая выше добровольность является как раз тем самым ключевым принципом гражданского права, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Принцип свободы договора (т.е. когда стороны добровольно берут на себя права и обязанности) означает, что субъекты права вправе заключать или не заключать договор и самостоятельно решать с кем заключать договор. То есть ситуация, когда гражданина просто сажают в самолет без заключения договора перевозки – как раз говорит о том, что сделка между перевозчиком и пассажиром недействительная. Отсутствие договора перевозки в конкретном случае с Рустамом свидетельствует о том, что у Рустама не возникало обязательства по оплате стоимости перевозки авиакомпании, т.к. изначально он не брал на себя такое обязательство. При желании Рустам может обжаловать требования авиакомпании о возврате суммы за перевозку в суде, ссылаясь на то, что договора о перевозке между ним и компанией не было.
В тоже время есть такой документ как Приложение № 9 к Конвенции о междуна-родной гражданской авиации. Там указано, что когда какому-либо лицу отказано в праве на въезд и оно вновь передается под ответственность авиакомпании для отправления с территории данного государства, авиакомпания не лишается права взыскать с этого лица все транспортные расходы, связанные с его выдворением. Но возможность такого взы-скания может быть осуществлено только через судебные органы. Таким образом, на вопрос должен ли трудовой мигрант оплачивать свой проезд в случае если он был не допущен на границе иностранного государства и был перевезен обратно на Родину без заключения договора с перевозчиком получаем ответ – нет не должен. Трудовой мигрант при желании может оспорить действия авиакомпании, при этом и авиакомпания может обратиться в суд за взысканием оплаты за перевозку, и только суд может установить истину по таким делам.
Однако даже если суд и решит дело в пользу трудового мигранта проблема не будет решена, так как в такой ситуации оказываются ежегодно сотни тысяч наших мигрантов и по сути авиакомпании действительно несут убытки. В конечном итоге за наших граждан за рубежом должны нести ответственность не авиакомпании, а государство. Учитывая важность миграционных процессов для Таджикистана (например тот факт какой вклад мигранты вносят в экономику страны и то, что они отчасти поддерживают благосостояние страны) нашим компетентным государственным органам необходимо эту проблему очень детально изучить, и ее решение видится не в горизонтальной плоскости (судебное разбирательство гражданина и юридического лица) а на более высоком уровне – межведомственном и межгосударственном.
Кстати, сейчас местные авиакомпании выдумали еще одну «интересную» практику – сразу после возвращения лица, въезд которому в Россию был запрещен, они требуют от него подписать некий документ. Как правило, мигрантам не объясняют что это за документы, да и многие мигранты так перепуганы, что готовы подписать все что угодно, даже не читая. Потом оказывается, что подписанный документ это обязательство гражданина оплатить стоимость перевозки, при чем подпись свидетельствует о добровольности такого намерения, и пойди потом докажи что ты не знал что подписываешь или что тебя заставили. Видимо суровые рыночные отношения заставляют перевозчиков придумывать такие способы решения проблем.
Подготовил Азалхон Алимов
Комментарии