wrapper

Прошло всего 11 дней с того момента, как случилась перестрелка в Сагре, а этот инцидент уже оброс слухами и домыслами, сенсациями и подробностями, о которых не знали даже жители этого небольшого уральского поселка. Сагра стала настоящей информационной "бомбой", разорвавшей тишину "мертвого" в информационном плане отпускного сезона.

По данным на 12 июля поисковик Яндекс.Новости выдавал 1290 информационных сообщений по запросу "Сагра", Поисковик Google.Новости - 534 сообщения. И это только интервью, новости, статьи и сюжеты. А сообщения в блогах и форумах никто не подсчитывал. Оживились все: и журналисты, которым оказалось куда приложить свой писательский талант, и аналитики всех мастей, которым нашлось над чем поразмыслить, и националисты, которые начали обвинять "приезжих" во всех бедах России, и правозащитники, которые отстаивают права этих самых "приезжих", в свою очередь обвиняя "местных" в нетерпимости. И, конечно, же все, абсолютно все, ругают власть за то, что бездействовала, не доследила, вовремя не прореагировала. Одним словом, разборка в Сагре погрузила Россию в САГРАсово море проблем, выявленных в ходе обсуждения этого инцидента.

Сухие факты таковы: в ночь на 1 июля 2011 г. произошла массовая драка на въезде в поселок Сагра городского округа Верхняя Пышма Свердловской области. В конфликте приняли участие более 30 человек, часть из них - местные жители, а другая - приезжие из Екатеринбурга. Участники драки использовали ножи, палки и цепи, а также огнестрельное оружие. Один из приезжих погиб от выстрелов, предположительно, сделанных из охотничьего ружья.

А вот какие оценки получил этот инцидент. Позицию властей разного уровня наиболее четко обозначил старший помощник руководителя управления по взаимодействию со СМИ СУ СКР по Свердловской области Александр Шульга: "Из-за чего началась «разборка», мы пока сказать не можем. Следственные органы это сейчас выясняют. Тем не менее, по имеющимся у следствия предварительным данным, конфликт возник на почве личных неприязненных отношений. Конкретных сведений о том, что причиной послужил межнациональный мотив, пока нет» (цитату приводим по тексту агентства Новый Регион от 6 июля 2011 г.) То есть, по версии властей, межнациональной проблемы нет. В основе конфликта бытовой инцидент.

Позицию общественности Екатеринбурга во многом формирует глава Фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман. Любопытна, например, его запись в ЖЖ от 4 июля 2011 г.: "Посреди деревни - сход. Мужиков мало, в основном - старики, женщины и дети... Люди настроены очень решительно. Им очень гордо, что их мужики, всего девять человек, сумели отстоять деревню от банды нерусских, приехавших с обрезами, пистолетами, ножами и топорами. У них там еще такая рельса висит. Все между собой договорились, что если кто-то бьет в рельсу, то все, кто с чем может, собираются возле здравпункта. Все жители с негодованием обратили внимание, что милиция и следствие пытаются выставить виноватыми местных жителей. Что за азербайджанцами даже никто не стал гоняться по лесу, а кого поймали - всех отпустили.  А мужиков хотят посадить, потому, что они местные, и им бежать некуда". Без стеснения в свойственной ему манере он оперирует понятием "нерусский", называет определенные национальности.

Неудивительно, что такая позиция находит массовую поддержку среди обитателей форумов и неравнодушных читателей информационных агентств (орфография и стиль сохранены). Комментарий читателя сайта Ура.ру под именем Евгений: "Молодцы мужики что отстояли своих родных и дома эти черные понимают только силу а Ментов выгнать всех и создать народную дружину и вооружиться основательно не только монтировками". Комментарий читателя сайта е1.ru по имени Полный абзац: "Про толерантность вон неграм (ой, афроамериканцам) объясните. До того дотолерастили, что сейчас даже при устройстве на работу если ты полный идиот, не умеешь ничего, но чернокожий - шансы трудоустроиться 100%, иначе подаст в суд за расизм. Этого добиваемся? Раз мы многнациональная страна, так давайте и судить всех одинаково: убил в пьяной драке человека - сядешь, разбил с друзьями несколько машин - сядешь, а не будешь выпущен под залог, а потом скрываться в горах".

И это еще наиболее "толерантные" высказывания. Куда больше тех, что тянут на 282-ю статью УК РФ (разжигание межнациональной розни). Неудивительно, что власти, наученные горьким опытом межнациональных конфликтов в России, стремятся предать инциденту в Сагре какую угодно (криминальную, бытовую, личностную), только не межнациональную окраску. С этой позицией солидаризируются и лидеры национальных диаспор. Их заявления выложены на видеопортале г. Екатеринбурга Е2-Е4.tv

Председатель Уральского окружного совета Всероссийского азербайджанского конгресса Шахин Шихлински: "В Свердловской области проживают представители более 140 национальностей, мы всегда жили вместе, дружно в мире и согласии, я много по России ездил, но как в Свердловской области, нигде такой толерантности не видел. В области проживает более 50 тыс. азербайджанцев - где-то около 30 тыс. - граждане России, а 20 тыс. - мигранты, есть много известных людей, среди них спортсмены, ученые, профессора, бизнесмены, они вносят достойный вклад в развитие Свердловской области".

Руководитель армянской общины Ани-Армения Масис Назарян: "Я думаю, что Екатеринбург - это такая же наша родина, мы также думаем о нем, также любим. Я не понимаю слово "кавказец", есть армянин,  есть чеченец, есть русский, а раз мы тут живем, мы думаем про этот город,  а есть люди, которые, наверное, не хотят, чтобы люди мирно жили, у них есть свои политические цели, они из каждой проблемы создают межнациональную рознь. У меня жена русская, дети родились здесь, замуж вышли, выросли, и таких очень много — и таджиков, и армян, и азербайджанцев. Что им всем собираться уехать отсюда?"

Их можно понять. Межнациональная напряженность, проходящая по линии "свой - чужой", "местный - приезжий", всегда чревата поиском виновных, на которых люди, чья жизнь не устроена, которые недовольны своим общественным статусом, могут "выпустить пар", обвинив их во всех своих несчастьях. Понятно, что "виновным" оказаться никто не хочет. Но проблема эта возникла не сейчас, милицейская статистика свидетельствует о том, что конфликты по различным причинам с участием представителей разных национальностей происходят довольно часто, просто некоторые в нужный для кого-то момент получают широкую огласку, а некоторые, как в Сагре, всероссийский резонанс.

"Такие конфликты порой случаются, что ж делать, это человеческий фактор, - заявил в беседе с порталом "Этноинфо" директор НП "Межнациональный информационный центр" Амирхамза Касиров. -  Меня поразило, что из обычного криминала раздули межнациональное противостояние, определенные политические силы зарабатывают на этом очки. Я полагаю, что наши правоохранительные органы и никто иной разберутся в этой истории, найдут и накажут виновных".

Несколько иной точки зрения придерживаются московские эксперты в области этнологии и межнациональных взаимоотношений, к которым "Этноинфо" обратилось за комментарием.

"В течение последних лет политика в области межнациональных отношений федеральными властями была пущена на самотек, - полагает известный этнолог, кандидат исторических наук Дамир Хайретдинов. - Федеральный центр отдал ее на откуп регионам, у них чаще всего нет научной базы для проведения внятной национальной политики, поэтому регионы, зачастую, передавали регулирование этой тонкой материи силовым структурам. А в области межнациональных отношений происходят очень сложные процессы, явившиеся следствием неконтролируемой миграции, в результате чего во многих регионах появилось большое количество "новых этнических групп", сконцентрированных преимущественно в крупных мегаполисах. Я употребляю словосочетание "новые этнические группы" по отношению к выходцам из Кавказа и Центральной Азии, и подразумеваю под этим то, что у них не было исторического опыта проживания в данных регионах. Из-за отсутствия четкой политики и возникают конфликты, я полагаю, что в половине случаев виновато государство, которое не может эту политику сформулировать. Другую часть вины я бы возложил на духовные структуры, которые должны управлять этими процессами. Дело в том, что религия, в частности, ислам для "новых этнических групп" является элементом их самоорганизации, частью этнического самосознания, поэтому религиозные лидеры могли бы интенсивней воздействовать на верующих с целью профилактики конфликтов, через проповедь. К сожалению, ввиду отсутствия контроля одной из форм самоорганизации части сообществ становятся этнические преступные группировки, которые являются последствием общекриминальной ситуации в России 1990-х начала 2000-х годов, во многих местах они пришли на смену российским бандитам, поддерживают коррупцию среди чиновников на местах,  что разлагает государство изнутри. Вот, на мой взгляд, факторы, которые способствуют росту межнациональной напряженности в российском обществе".

"Один эксперт в области миграции, с которым я недавно беседовал, назвал современные миграционные процессы "великим переселением народов", - говорит руководитель отдела по работе с общественными организациями и мигрантами Духовного управления мусульман Европейской части России Ахмад Макаров.

- Я с ним полностью согласен, раньше миграция имела место, но не была такой масштабной и интенсивной. Естественно, что эти процессы априори конфликтогенны. Я бы выделил несколько факторов. 1) В следствии миграции идет колоссальная утрата корней, многие приезжие не владеют ни одним языком (по определению ЮНЕСКО владение языком - это умение написать на нем литературный текст). Результат - маргинализация. 2) Многие приезжие вообще не привыкли к государственности. Во многих государствах СНГ, откуда пребывают к нам мигранты, органы государственной власти либо слабы, либо коррумпированы, либо поражены клановостью, либо не несут на себе никаких социальных функций. 3) Есть и еще один момент: почему россияне возмущаются, что мигранты не хотят интегрироваться в российское общество. Но, простите, во что интегрироваться? Зачастую ценности  российского общества неприемлемы для выходцев из Центральной Азии и Кавказа, т.е. по преимуществу носителей мусульманской культуры. Вот они и замыкаются в сообществах, не желая становиться частью порочного с их точки зрения общества.  Комплекс этих и других факторов и приводит к межнациональным конфликтам".

Как видно из приведенных точек зрения, мнения и среди обывателей, и среди экспертов, и среди представителей национальных общин самые различные, каждые видят свои причины инцидента в Сагре и называют массу проблем, которые могли спровоцировать стрельбу в маленьком уральском поселке. Действительно, САГРАсово море проблем. Единственное что можно сказать по этому поводу это то, что властям нужно внимательно проанализировать весь массив поступающей в связи с этим информации, сделать выводы и предпринять соответствующие усилия для того, чтобы инцидент не имел последствий, а обозначенные проблемы, прежде всего, возрастающий уровень ксенофобии "местных" и нежелание/неумение/отсутствие возможности интегрироваться в общество "приезжих" были решены. И, наконец-таки, сформулировать четкую позицию в национальном вопросе. Иначе подобные инциденты будут повторяться и деструктивно действовать на российское общество.

Алексей Старостин, кандидат исторических наук, журналист

специально для портала "Этноинфо"

Комментарии  

+2 #1 Михель 15.07.2011 13:20
очень интересно как "участники драки использовали ножи, палки и цепи", пужали ими друг дружку?
Цитировать

Добавить комментарий