Люди не могут существовать изолированно. Этносы на Земле, как известно, живут не обособленно, а по соседству один с другим, часто даже вперемежку. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен, в процессе которых и реализуется отношение человека к другому человеку. На сегодняшний день очень актуальны проблемы этнических различий, потому что Россия вмещает в себя множество различных культур, религий и этносов.
Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания подрастающего поколения является актуальной, она имеет социокультурную и политическую значимость, поскольку особая важность приобретает задача - консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом.
Проблема межэтнического взаимодействия вызывала всегда пристальное внимание общества, вот и сегодня на страницах ИА «Этноинфо» мы рассуждаем о том, насколько актуальна проблема межэтнического взаимодействия.
Образование
Зухра Шариповна Курпеева, учитель русского языка и литературы (Самарская область):
«Межэтническое взаимопонимание – это фактор, который определяет не только, во многом, этнические процессы, но и активно связывает общество с такими сферами жизнедеятельности как политика, экономика, социальные отношения и культура. В настоящее время, одна из задач в учебных образовательных учреждениях является воспитание формирования личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой задачи принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
Сегодня особенно велико влияние сложившейся этнической ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании сегодняшней молодежи, зависит будущее России. Позиция этнической толерантности, терпимости и доверия – вот основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества».
Нурзида Бенсгиер исполнительный директор некоммерческого партнерства «Межнациональный Информационный Центр» (Екатеринбург):
«Среди мигрантов, прибывающих в нашу страну на длительный срок, много тех, кто приехал сюда с детьми, надеясь дать детям российское образование. И, как показывает опыт работы нашей организации, дети мигранты, практически, не сталкиваются с проблемами в школе.
В Екатеринбурге в каждом районе города есть школы, в которых обучаются такие дети. Есть школы, в которых таких детей больше, чем в остальных. И, поскольку до сих пор не было единого стандарта в обучении детей мигрантов, все зависит от школы, ее руководства и педагогов. В таких школах педагоги разрабатывают авторские методики по обучению детей мигрантов, выработаны технологии включения детей иностранных граждан в учебный и воспитательный процесс.
Как говорят педагоги, среди детей мигрантов много тех, кто учится хорошо, заинтересован в получении знаний и высоких оценок, рассчитывает поступить в ВУЗ. Конечно, есть и те, кому учеба дается не легко, кто вынужден сначала учить русский язык. Зачастую именно школа становится институтом интеграции для всей семьи мигрантов, а не только для ребенка».
СМИ
Леокадия Михайловна Дробижева, д.ист.н., профессор, руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН:
«Для адаптации мигрантов в России необходимо создавать специальные службы, как на федеральном, так и региональном уровнях. В этом отношении интересен опыт США и Германии, где в процессе организации мероприятий, направленных на адаптацию мигрантов, активное участие принимают представители неравнодушной общественности – волонтеры. На парадоксально высокий уровень значимости этнической принадлежности для горожан, по сравнению с жителями села, может быть напрямую связано с участием СМИ в создании негативного эмоционального межэтнического фона. В связи с этим, подчеркну важность контроля СМИ в вопросах толерантности и лояльности».
Олег Зиньковский, журналист, руководитель русской службы радиовещания Radio Berlin-Brandenburg:
«СМИ один из действенных механизмов адаптации мигрантов. Вот пример ежедневной информационной FM-передачи, в фокусе которой преобладают темы, интересные не только мигрантам, но и немцам, интересующимся чужими культурами. Вещание ведется как на немецком языке, так и на языках доминирующих групп мигрантов. Основная цель такого проекта: первичная адаптация приезжих из других стран, а так же повышение уровня лояльности самих мигрантов и немецких граждан. Подобный проект интеграционного радио вполне осуществим для РФ, поскольку сюда направлен наплыв мигрантов из стран СНГ».
Ирина Умарова, журналист-международник:
«Коллега с Берлин-Бранденбург упомянул о радиопрограмме для мигрантов в Германии, а я хочу добавить, что подобные программы выходят и в Таджикистане.
Например, на государственном радио «Садои Душанбе» («Голос Душанбе») уже более 10 лет выходят передачи для потенциальных трудовых мигрантов, которые носят информационно-познавательный характер. В прямой эфир приглашают не только местных чиновников, специализирующих в этом направлении, но и частые гости - представители российского посольства и миграционной службы на территории Таджикистана.
Тему адаптации мигрантов и их семей обсуждают и психологи, которые в прямом эфире готовы отвечать на злободневные вопросы этой тематики. Проблема интеграции огромного количества людей может быть решена только при тесном взаимодействии государственных структур с институтами гражданского общества. Уверена, что усилий государства в таком деле будет недостаточно».
Госструктуры
Николай Баженов, глава городского поселения Рощинский Самарской области:
«Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира. Многообразие национально-этнического состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации. В сфере межэтнических взаимоотношений сегодня имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике РФ. Сохраняют актуальность и проблемы, связанные с проявлением ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма. Преодоление всех негативных факторов, влияющих на развитие национальных, межнациональных отношений связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики РФ, решать которые предполагается, руководствуясь Стратегией государственной национальной политики РФ».
Татьяна Алексеевна Бажан, начальник Управления содействия интеграции ФМС России:
«Необходимость адаптации и интеграции мигрантов стала очевидной давно. Но сейчас, похоже, интерес к этой проблематике обострился. С чем это, связано и какие проблемы порождает?
Сегодня российская экономика нуждается в труде мигрантов. При этом следует понимать, что включение в орбиту российского социума значительных групп иностранцев, менталитет и культурные традиции которых порою значительно отличаются от исторически сложившихся этнокультурных особенностей местного населения, не должно быть стихийным. Страна, принимающая мигрантов, должна позаботиться о том, чтобы они имели возможность приспособиться, иначе говоря, адаптироваться к нашему укладу жизни. Для этого, прежде всего, необходимо создать условия для изучения русского языка, основ миграционного законодательства, а также культурных традиций и норм поведения, принятых в российском обществе.
Кроме того, необходимо помнить, что успешная интеграция мигрантов в принимающий социум может иметь место только там, где обеспечено равенство всех перед законом. Иностранные граждане, равно как и местное население, должны быть уверены, что любое правонарушение или преступление получит должную общественную оценку, а наказание, предусмотренное законом, будет неотвратимым для всех».
Общественность
Лидия Ивановна Графова, правозащитник и общественный деятель, член Правительственной комиссии по миграционной политике, член Общественного Совета при ФМС России:
«Проблему интеграции надо решать только комплексно, усилиями многих министерств, ведомств и, конечно же, обязательно гражданского общества. И вообще, изначально надо понимать, что должна быть политическая воля, что интеграция — процесс двусторонний, что нельзя требовать от мигрантов, чтобы они менялись, приспосабливаясь к нашим условиям, и при этом стоять к ним спиной, не воспринимать их как людей, а просто воспринимать как какую-то рабочую силу.
Проблема интеграции должна быть очень серьезно поставлена и в министерстве образования, и в министерстве социального развития.
К примеру, если бы работодатели давали оплачиваемый выходной, многие приезжие с радостью отправились бы в музеи. Если бы город готов был предложить гастарбайтерам бесплатно посетить выставки, посвященные русской истории и культуре, чтобы познакомить приезжих с русскими традициями и тем самым адаптировать их для жизни и работы. Уверена, многие из мигрантов хотели бы узнать о Москве больше. Я знаю дворников, которые у себя на родине работали учителями, невозможно поверить, что этим людям не интересна история и культура. Надо в первую очередь объяснить работодателям, что адаптированные мигранты работают лучше»
Гавхар Джураева, руководитель Информационно-правового центра «Миграция и Закон» (Москва):
«Социальная адаптация – это верхушка айсберга проблем мигрантов. Первая проблема – легализация, к которой в России подходят недифференцированно.
В России на мигранта смотрят, как на кошелек, из которого можно тянуть деньги. Трудовые мигранты приезжают в Москву на работу, но для того, чтобы получить ее, они преодолевают множество препятствий, как сталкеры. А некоторые и вовсе уезжают на Родину врагами. Адаптационные процессы для мигрантов должны начинаться уже в странах, откуда они приезжают.
Например, мы еще в 2011 году предлагали создавать миграционные уголки при сельских библиотеках в этих странах. Такие уже существует в Молдавии. Два пилотных проекта сейчас уже запущены и в Таджикистане. Необходимо, чтобы, будучи еще у себя на родине, у них на родине был доступ к справочной литературе, которая могла бы помочь их адаптации и интеграции в местное общество по приезду.
Очевидно одно, только усилий властей будет недостаточно. Выходит, что от личного отношения каждого человека к приезжим зависит очень многое…