wrapper

В 2004 году Елена Тюрюканова провела исследование и подробно описала ситуацию с принудительным трудом мигрантов в РФ, позже таких комплексных исследований не было? Интересно, насколько сейчас распространены факты принудительного труда мигрантов в России, если сравнивать с началом 2000-х.

Похоже, больше исследований на эту тему действительно не было, но, освежив для себя работу Елены Владимировны Тюрюкановой, могу констатировать, что принципиально ничего не изменилось. За исключением теневого характера уплаты штрафов - это явление сегодня практически изжито в России. Речь не идёт об отсутствии коррупции в российской миграционной сфере, но публичное взяточничество удалось в целом искоренить.

Кроме того, изменилась ситуация с организациями, занимающимися занятостью мигрантов, но, при наличии позитивной практики и различных подходов, эта деятельность развивается не очень благополучно. 

Каким образом обычно люди попадают в трудовую зависимость? 

Самые радикальные случаи, связанные с принудительным трудом, как правило реализуются по классической схеме: знакомый или родственник в стране исхода приглашает на выгодную работу с высоким заработком и социальным пакетом, при этом оплачивает дорогу к месту назначения и берет на себя контроль документов. По приезду выясняется, что работа совсем не та, как правило, тяжёлая, ненормированная и, в лучшем случае, малооплачиваемая, а на работнике уже висит долг за проезд и оформление документов. Пока он отрабатывает долг, а потом ещё возможные долги и штрафы, может пройти много времени. Пригласивший знакомый получает плату за каждого привлеченного работника.

Но чаще встречающиеся варианты принудительного труда связаны с превышением норм рабочего времени, непредоставлением времени отдыха, задержками и невыплатой заработной платы. Такой работник не находится взаперти у работодателя и документы у него никто не забирает, но работает следующая схема (наиболее популярна в клининге): работник принимается на работу, неофициально, работает месяц, получает полную заработную плату, на второй месяц может тоже получить, а с третьего, точно, начинаются задержки и работник работает, надеясь на выплаты, долг копится и чаще всего так и остаётся не взысканным. Как правило, агентами по трудоустройству в такие компании чаще всего выступают соотечественники.

Мигранты из каких стран более подвержены риску принудительного труда?

Наиболее уязвимы граждане Таджикистана и Узбекистана, т.к. их работа и проживание в России осуществляются на основании патента, который достаточно дорог. Первые месяцы пребывания, после оформления базового пакета документов и оплаты патента они находятся в стране абсолютно законно, но потом, по разным причинам, перестают его оплачивать и соответственно приобретают нелегальный статус, который их выталкивает в теневую сферу экономики и неофициальное трудоустройство.

Граждане Киргизии, т.к. являются гражданами ЕАЭС, находятся в России на основании трудового договора с работодателем. Чаще всего, эти договоры оказываются с фирмами-однодневками, а сами мигранты работают, опять же, без оформления, в других организациях. Выявить эти обстоятельства сложнее, поэтому эта форма достаточно жизнеспособна, во всяком случае пока. Поскольку имеется абсолютно рабочий механизм пресечения подобных неправомерных действий:если юридическое лицо не платит за работника-мигранта подоходный налог, то есть вероятность, что он там не работает).

Согласны ли вы с мнением что принудительный труд мигрантов в России для законодателей и политиков "не социально- политический приоритет"? Это я прочитал в некоторых статьях ученых России. Если не приоритет - то как вы думаете, почему?

Социально-политическим приоритетом борьба с принудительным трудом  мигрантов не является. Но в последнее время удалось сделать много, чтоб сама тема наличия принудительного труда стала звучать в информационном общественном пространстве. В частности, наша организация плотно соприкоснулась с этой проблемой в 2017 году, когда запустили телефон горячей линии на языках мигрантов. Однако целевой группой тогда выступали женщины-мигранты, как наиболее уязвимая категория. За 2017 год мы получили более 1000 звонков, в половине из них были жалобы на нарушения трудового законодательства и, чаще всего, невыплату заработной платы. При этом обращались даже бригадами. Так вот, в одной из таких бригад работали как женщины-мигранты ?????, так и внутренние мигранты - из менее экономически развитых регионов России. Последние оказались в аналогичной ситуации относительно реализации своих трудовых прав, но, самое интересное, что защитниками их прав выступили именно мигрантки из Центральной Азии.

После этого мы стали говорить не о нарушении прав иностранных граждан, а о нарушении прав перемещающихся работников, что существенно изменило отношение к проблеме органов власти, и в конце 2018 года мы даже организовали тематическую международную конференцию в Законодательном собрании Свердловской области, что также зафиксировало готовность власти говорить на эту тему.

Когда обнаруживаются факты принудительного труда, но при этом ещё нельзя говорить об использовании рабского труда, то есть когда ситуация не дотягивает до 127.2 УК - по каким статьям возбуждают уголовные дела? В целом они доходят до суда?

Принудительный труд - широкое понятие, которое охватывает как серьезные покушения на свободу и здоровье граждан, так и, скажем так, незначительные, с точки зрения уголовного преследования, деяния.

Коротко обозначу правовые основы ответственности в соответствии с российским законодательством.

В ст. 37 Конституции предусмотрено, что принудительный труд запрещен, каждый имеет право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Это означает, что никого нельзя обязать работать под угрозой наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью. Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах – федеральных и субъектов РФ.

Запрещение принудительного труда предусмотрено в Трудовом кодексе РФ. В нем содержится и определение понятия принудительного труда. Согласно ст. 4 ТК РФ принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Учитывая сложившуюся практику применения трудового законодательства, ТК РФ отнес к принудительному труд при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплате ее не в полном размере, а также по требованию работодателя исполнения трудовых обязанностей от работника, если он не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника. Ст. 419 ТК РФ предусматривает привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном ТК РФ, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Основой для привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства является статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Приведу ее полностью:

  1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  1. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

  1. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  1. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

  1. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

  1. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  1. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Кроме того, статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации также вводит ответственность за действия, являющиеся компонентом преступного деяния “принудительный труд”. Также привожу, для удобства, полностью:

  1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

  1. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

  1. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

  1. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

 

  1. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

То есть, если, например, работодатель нарушает режим рабочего времени в отношении работников, то соответственно он несет ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП.

Кроме того, УК РФ содержит статью 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

  1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

  1. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечания. 1. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

  1. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

Как видите, существует достаточно обширная нормативно-правовая база для привлечения к ответственности виновных. Однако, проблема в том, что отношения в которых существует принудительный труд, как правило, ничем не документированы. Доказать их наличие в принципе - огромная проблема, а уж привлечь к ответственности почти нереально. Как раз об этом отвечу на следующий вопрос.

Насколько распространена ситуация - обнаруживается факт эксплуатации но вместо защиты если мигрант нарушитель миграционного законодательства, то его\ ее депортируют,  дело направляют в  административный суд и выдворяют или отправляют в центры временного содержания иностранных граждан с последующим выдворением?

Именно момент так называемого “обнаружения факта эксплуатации” и вызывает проблемы как у правоохранителей, так и у правозащитников. Для того, чтоб этот факт юридически правильно оформить необходимо, чтоб были какие-то документы, свидетельства и т.д. На деле - документов никаких нет, а сами жертвы отказываются писать заявления и вообще, чаще всего, пропадают из поля зрения, чтоб не попасть под выдворение. В итоге сам факт принудительного труда, можно сказать растворяется в воздухе. Мы имеем работодателя, который никого не нанимал и видит этого человека впервые и мигранта, который отказывается подтверждать факт работы и в итоге предстаёт не как жертва преступления, а как иностранный гражданин, нарушивший миграционное законодательство, за что несет впоследствии ответственность.

Безусловно, есть проблема инерции правоохранительных органов, для которых проще депортировать мигранта и не вникать в сложные вопросы привлечения к ответственности за принудительный труд, наличие которого придётся тяжело доказывать. Но и сами потерпевшие не проявляют никакой инициативы, чтобы защитить свои права.

Как вы оцениваете работу трудовых инспекций по выявлению и предупреждению фактов принудительного труда в частном секторе? Есть что-то, что осложняет их работу?

К сожалению, деятельность трудовых инспекций очень регламентирована и возможностей у них от этого очень мало. Во-первых, работают они на основании обращений о нарушении трудового законодательства, они могут назначить проверку, НО! только по факту, обозначенному в заявлении. То есть, например, обратилась к ним Дилорам (при этом у нее должен быть трудовой договор, что почти редкость. Там где заключают трудовые договоры с работниками, как правило, трудовое законодательство не нарушают) с жалобой на невыплату заработной платы. Они приедут на объект только по этой жалобе и даже если обнаружат там 55 человек, работающих с нарушением трудового законодательства, оснований реагировать на это у них нет.

Как вы оцениваете работу профсоюзов по вопросам предотвращения принудительного труда мигрантов? есть что-то что осложняет их работу?

Относительно профсоюзов - это всё таки профессиональное сообщество, а мигрант - это не профессия, потому не вижу больших успехов у профсоюзов мигрантов и не вижу оснований для их развития. Более актуальным было бы создание профсоюза неквалифицированных рабочих (самая незащищенная категория работников, без учета национальной принадлежности), например.

Как вы оцениваете работу некоммерческих организаций по вопросам  предотвращения и  работы уже с жертвами ПТ?  есть что-то что осложняет их работу?

Очень немного организаций работают в этом направлении. Даже среди тех, кто работает с этой темой, большинство сконцентрировано на помощи жертвам торговли людьми, что безусловно оправдано. Однако деятельность в борьбе с принудительным трудом носит скорее институциональный характер, направлена не только на выявление случаев и привлечение к ответственности виновных, но и изменение правоприменительной практики, юридической оценки государственными органами подобных случаев. Вот эта работа самая сложная.

В середине 2000 в РФ некоторые депутаты внесли на рассмотрение Думы возможность включения отдельного состава "принудительный труд" в УК РФ. Но инициативу не приняли. Условно сказали, что ТК и УК имеет все необходимое. Теперь с вступлением в Силу в РФ Протокола 2014 года МОТ ( к конвенции 29) как вы считаете будет ли криминализация состава "принудительный труд"? Нужно ли это сейчас чтобы защитить в частности мигрантов?

Не думаю, что произойдет криминализация деяния “принудительный труд” до уголовного. Тем более, что и современное законодательства предоставляет достаточно инструментов для борьбы с этим явлением. Но принятие Протокола - важный шаг для России, поскольку даёт возможность обсуждать и развивать противодействие принудительному труду на уровне государственной власти.

Какие бы вы дали рекомендации для России с тем чтобы снизить риски ПТ и других форм эксплуатации?

Думаю, что все рекомендации известны: оформлять документы, не вестись на золотые горы… проблема в том, как бы придумать, чтоб к ним прислушивались и учитывали. Будем работать на этим.


Беседовал Константин Арафаилов, специально для Этноинфо


Материал подготовлен в рамках проекта, направленного на усиление социально-правовых позиций внешних мигрантов и членов их семей, которые представляют наиболее уязвимую категорию иностранных граждан, пребывающих в Россию из стран СНГ с целью трудоустройства. Основные цели Проекта направлены на усиление правовых позиций внешних и внутренних трудовых мигрантов и их семей, а в случаях нарушения прав и законных интересов, при обращении, их защиту.
«Бюро социально-правовой помощи мигрантам и членам их семей: юридическая поддержка и профилактика принудительного труда» победитель конкурса ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ, реализуемый с 01.03.2020 по 30.08.2021 в Свердловской области Ассоциацией "некоммерческое партнерство «Межнациональный информационный центр».

 

Добавить комментарий