wrapper

Редко бывает так, что в одном месте присутствует два человека, не уступающих друг другу ни в чём: ни в творческих способностях, ни во внутренней составляющей.  Таких людей действительно мало, но они есть. И, как минимум, двое из них сейчас находятся в Екатеринбурге – это Юрий Мечитов и Сергей Параджанов.

Несомненно, многие из вас уже готовят хорошую порцию томатов для автора этого материала, ведь господин Параджанов ушел из жизни более двадцати лет назад. Однако Юрий Мечитов посвятил этому человеку значительную часть своей личной и профессиональной жизни, плоды которой мы с вами наблюдаем на многочисленных фотографиях. Фотографии – это запечатленные моменты жизни человека, а с таким обилием фото Параджанова – было бы кощунственно считать, что его нет рядом с нами.

Серго Параджанов -  знаменитый советский кинорежиссер и сценарист. Сразу же после смерти он был назван последним гением кино ХХ века. Но даже в слово «гений» не вмещается вся удивительная противоречивость и уникальность режиссера просто как человека. Умело преподнести зрителю фабулу истории жизни Параджанова удалось режиссеру-документалисту Роману Ширману в фильме «Опасно свободный человек». Уже само название привлекает к себе внимание своей нештампированностью. Поэтому даже если зритель не будет знаком с творчеством Параджанова, он смело прильнет к экрану, чтобы понять, кто же этот опасно свободный человек. Параджанов – жертва политической власти, не единожды попадал в тюрьму из-за своего желания быть свободным во всем, да еще и смерть его была мучительной (он умер от рака легких). Однако Роман Ширман гораздо оптимистичнее в своих взглядах, поэтому его кино на такую тяжелую тему получилось легким, веселым, а главное – захватывающим и интересным, чем редко могут похвастаться биографические проекты.

Параджанов по своей психологической сути был «провокатором», любителем эпатажа. Внутренняя свобода и постоянная необходимость овеществления мыслей привели его к глубоко личностному художественному творчеству. Его гениальность сквозит во всем: в речи, в пластике движениях, в странностях бытия, в стиле письма, в языке кино, в полете фантазии. И всё, что выходило из-под фантазии этого человека вызывало восторг и удивление – настолько он мог необычно преподнести обычные вещи. Даже куклы, которые он делал своими руками, никогда не были полностью похожи на людей, потому что у Парджанова был свой, особенный мир, и люди там были особенные. Он был во всем самоучкой, не учился в художественной школе, поэтому даже создание коллажей находил для себя новым и увлекательным, и оставил нам множество коллажей: объемных и плоских, с использованием всех подручных материалов.

«Фильмы Параджанова – «оживший» национальный фольклор – украинский, армянский, молдавский. Истории любви, удивительное сплетение реальности и вымысла, игры и подлинности, а самое главное, они - полны поэзией, которая рождается не столько из фабулы, сколько из света и цвета!» – пишет философ и кинокритик Лилия Немченко.

«Несмотря на мою не совсем грузинскую фамилию, я — грузин до мозга костей в понимании истинных грузинских ценностей», - так говорит о себе знаменитый фотограф, друг Параджанова – Юрий Мечитов. Он начал снимать еще совсем мальчишкой, тогда ему было восемь лет. Но задумался я о фотографии серьезно гораздо позже.

Первая выставка состоялась в Тбилиси в 1979-ом году. Работал он, в основном, в документальном жанре. А потом понял, что его настоящее призвание – фотографировать людей. Художник Марк Поляков, режиссер Сергей Параджанов и Владимир Пичхадзе - эти три очень разных человека, по словам Мечитова, сделали все возможное, чтобы он смог  научиться создавать искусство самостоятельно.

И научился. С Параджановым его связывало очень многое: они были и коллеги, и настоящие друзья. Он 12 лет почти ежедневно фотографировал Маэстро. «Кстати, Параджанов был очень хитрый. Он мне сказал тогда: «Юра, снимай меня, и ты далеко пойдешь», - любит вспоминать знаменитый фотограф.

Он вообще человек глубокий, который ранимо относится к тому, что власть и общество рушит традиции.

«Я внимательно слежу за тем, что происходит в России — слава богу, у нас есть интернет, — и могу сказать: Грузия и Россия живут в одном социокультурном пространстве. Грузия 200 лет развивалась вместе с Россией, и к нам перешли российские понятия интеллигентности.

Мы живем в высоком градусе истерики, нас лихорадит уже 20 лет, нация просто не может быть здоровой. Тем более что на карту поставлено ее выживание.

Грузия — страна фантастического юмора, но как и над чем нам смеяться, сегодня решаем не мы. Нас кормят теперь заранее записанным смехом — смех маленький, большой, с прихлопами, аплодисментами…» - такие мысли доносятся до нас из строк одной из последних его публикаций.

Фонтан мыслей/чувств этого фотографа мы можем увидеть на выставке «Сергей Параджанов. Хроника диалога». По одной из фотографий из этой серии был изготовлен памятник Параджанову и установлен в Старом Тбилиси.

«Посвящается всем свободным» - таков эпиграф этого альбома. Юрий Мечитов старается преодолеть несправедливость смерти лучшего друга, представив историю жизни режиссера, историю, которая стала доступна и нам. 20го октября Юрий посетил Екатеринбург с лекцией об истории грузинской фотографии.

Посмотреть на работы автора, прочувствовать веселый нрав и удивительность известного режиссера можете и вы, до 27 ноября посетив выставку в «Доме Митенкова».

Дарья Махсумова

Добавить комментарий