Если в Россию прибывают из другой страны временно, либо поработать или учиться, то все свои возникшие вопросы решают через посольства, консульские отделы или профильные ведомства. Если же человек решил остаться на территории Российской Федерации навсегда, получив российское гражданство, он должен максимально быстро ассимилироваться и интегрироваться в новое общество. И, зачастую, адаптироваться помогают общественные организации.
Наш собкор Ирина Умарова встретилась c членом общественного совета района Строгино и Северное Тушино г. Москвы, зам.пред. региональной общественной организации «Саманиды" Дилором Хафизовой, чтобы поговорить не только о межкультурном диалоге и укрепления межнациональных отношений, но и защите прав мигрантов.
В начале 2022 года официально зарегистрирована общественная организация "Саманиды". Организация молодая, судя по возрасту. Но, прежде чем мы начнем говорить о ней, давайте познакомимся с Вами. Дилором, расскажите о себе.
Даже не знаю с чего начать. Мне 58 лет. По национальности я узбечка, родом из Таджикистана. Так, что для меня русский, таджикский и узбекский - мои родные языки. Я выросла в небольшом поселке, вернее райцентре. В советские времена посёлок назывался Куйбышевск, сейчас его переименовали в Джами. В 1989 году окончила русское отделение исторического факультета Таджикского государственного университета имени В.И.Ленина. 25 лет проработала в школе учителем истории. А в 2012 году, в качестве трудового мигранта, приехала в Москву, и именно тогда решила окончательно здесь остаться по программе переселения, получив российское гражданство. Проработала в оренбургской школе учителем истории, затем окончила краткосрочные курсы повышения квалификации при РУДН и стала принимать экзамены на знание русского языка, истории и основ законодательства РФ у мигрантов. В настоящее время занимаюсь общественной деятельностью.
Цель организации «Саманиды»? В чем её ценность и отличие от других диаспор?
Цель - организация объединения неравнодушных людей, выходцев из Таджикистана, которые содействовали бы формированию у российских граждан правильного представления о культурных и духовно-нравственных ценностях таджикского народа, а также укрепления дружбы между народами России и Таджикистана.
Я думаю, наша организация ничем не отличается от других этнокультурных общественных организаций. Считаю, что все мы - представители некоренных народов России и наши организации, которые в обиходе принято называть диаспорами, преследуют единую цель - достойно представлять свои народы в России и внести свою лепту в копилку общечеловеческих ценностей.
Межкультурный диалог, укрепление межнациональных отношений или защита прав мигрантов — что является приоритетными задачами для общины?
А разве можно отделить одно от другого? Мы за межкультурный диалог, мы за укрепление и важность поддержания межнационального согласия, и конечно, мы будем заниматься защитой прав мигрантов, будем стараться заниматься вопросами адаптации, правового просвещения мигрантов из Таджикистана и Узбекистана. Ведь мигранты это часть нашего общества. Это наши соотечественники. О каком укреплении межнациональных отношений может идти речь, если будут проблемы в области защиты прав мигрантов?
Москва, как и многие другие города России, многонациональна. Скажите, каков этнический состав общины?
Не только Москва многонациональный город, Душанбе тоже всегда славился и славится гостеприимством. Я сама родилась и выросла в интернациональном поселке, 40% населения которого составляли немцы, татары, корейцы, узбеки, таджики, осетины, чеченцы, лезгины, русские и.т.д. С детства я слышала оттуда - немецкую речь, отсюда – татарскую, а на улице мы все говорили по-русски. Поэтому национальный вопрос у нас в Таджикистане был решён. И здесь, среди членов нашей организации, пока еще малочисленной, состоящей в основном из друзей, знакомых и единомышленников выходцев из Таджикистана, есть разные национальности: таджики, узбеки, русские, корейцы, уйгуры. Все, кто разделяет наши взгляды и хочет содействовать русско-таджикской дружбе пусть идут к нам, мы их с удовольствием примем в свои ряды!
Как в условиях действующих ограничений выживают сегодня трудовые мигранты? Догадываюсь, что им тоже сейчас несладко...
Разве сама миграция, особенно в чужую страну, это легкое дело!? Каждый из нас, когда собирается ехать в другую страну, понимает, что никто "на блюдечке с голубой каёмочкой", нам ничего не поднесет. Надо всего добиваться самим. И здесь, наверное, уместно крылатое выражение: "Москва слезам не верит". Идёт естественный отбор: сильные - выживают и остаются в стране, находя работу и своё место; а слабые - уезжают и находят себя там, на Родине, что тоже, в принципе, неплохо.
Нужна тесная связь между общественными организациями соотечественников с посольством Таджикистана, как например, у киргизов. Наши ребята в спецприемнике жалуются, что из посольства никто их никогда не навещает, не спрашивают какие у них проблемы.
Что именно организацией «Саманиды» делается для того, чтобы трудовым мигрантам жилось легче и лучше в России?
Мы проводили несколько раз семинары с участием трудовых мигрантов в формате «вопрос – ответ». Большое внимание уделяется вопросам легального пребывания мигрантов на территории Российской Федерации. Мы готовили и распространяли буклеты о правилах проживания в России на таджикском, узбекском и русском языках. Двое членов нашей организации работают на горячей линии колл - центра, организованный при содействии правительства Москвы. Ранее все члены нашей организации работали в Многофункциональном миграционном центре Сахарово, сотрудниками -консультантами.
Мною в данный момент разрабатывается модуль «Русский - как элементарный». Планируем открыть центр по обучению русскому языку соотечественников. Ищем доноров.
Если СМИ будут чаще писать не только о преступлениях, совершаемые мигрантами, а больше говорить о культуре и традициях, можно ли изменить впечатление, что таджики — только торговцы и уличные рабочие?
Безусловно! СМИ вносят огромный вклад в формирование общественного мнения. Но, существуют социальные стереотипы, достаточно устойчивые, которые трудно преодолеть, я это замечаю по глазам людей, мол, чтобы ты не говорила, я останусь при своем мнении. Так, например в одной из передач Владимира Соловьева, вступила в полемику с Владимиром Жириновским, руководитель НПО "Миграция и закон" Гавхар Кандиловна Джураева. Соловьев сделал ей комплимент насчет её хорошего знания русского языка. Мне тоже часто говорят, мои русские знакомые о том, что я хорошо говорю по-русски, и мне хочется сказать, а как же иначе? Я училась в русской советской школе по той же программе, что и московские школьники, нас воспитывали на тех же идеалах, мы читали одни и те же книги, слушали одну и ту же музыку.
Стереотипы очень трудно искоренить, особенно касающиеся социального поведения этносов, но можно. Я недавно была в гостях у одноклассницы в Липецкой области, решила поужинать где-нибудь в кафе и случайно попала на таджикскую свадьбу. Хозяин мероприятия посадил меня за стол со своими гостями и попросил родственницу за мной поухаживать. Рядом со мной сидели две девушки в исламской одежде, они разговаривали между собой на русском языке. Я познакомилась с ними. Оказывается, обе девочки-сестры, родились и выросли в Калуге, родители-переселенцы из Таджикистана. Младшая сестра заканчивает медицинский колледж, старшая уже закончила и работает медсестрой в поликлинике. Я спросила у старшей сестры: "А как ты в мусульманской одежде работаешь?". Она ответила, что переодевается на работе в медицинскую форму. И тогда, на мой вопрос, а как относятся коллеги к ношению исламской одежды, она ответила, что никаких замечаний ей не делают, мол, руководству главное, чтобы сотрудник добросовестно выполнял свои обязанности. К нашему разговору присоединилась их мама, она сказала, что ее зовут Садбарг, а соседи называют Розой.
Наверняка, вы спросили Садбарг, как ей живётся в России?
Я спросила, какие у нее отношения с соседями. Она ответила, что самые теплые. Они с соседями в очень дружеских отношениях, помогают друг другу. Есть одинокая бабушка, которой каждую весну её супруг и сыновья копают огород, высаживают овощи, и никогда не отказывают в помощи тем, кто просит помочь. Прожив в России 20 лет, о русских она отзывается так: по характеру и гостеприимству, они такие же, как и мы, таджики. Я поинтересовалась, планирует ли их семья возвращаться на Родину, она ответила, что их дом – здесь, так же, как и родина ее детей. Дословно, она сказала так: на работе меня все ценят и уважают, куда я поеду?!
Я думаю, что таких историй про совместное проживание наших соотечественников в России немало. Неплохо бы брать у них интервью и знакомить российского читателя с историями и опытом проживания в различных регионах России наших соотечественников. Возможно, это помогло бы снизить градус напряженности в отношениях между нашими народами, который возник по известным всем нам причинам.
Дилором, на сайте ИА «ЭТНОИНФО» очень много таких историй. Мы рассказываем о жизни трудовых мигрантов, о проблемах, с которыми они сталкиваются, с большим удовольствием пишем об историях успеха.
Скажите, активистов в вашей организации много? Одним словом, помощники у вас есть?
Активистов пока не очень много, но я надеюсь, с вашей помощью будет больше. Я ведь сама, год назад вступила в эту организацию. Произошло это случайно. Глава организации Нурали Саидзода пригласил меня и мою подругу в Коворкинг центр на семинар, посвященный культурной интеграции, но получилось так, что я говорила там больше всех и сразу стала предлагать разные варианты мероприятий, так как у меня уже был опыт работы в НПО. Тогда он предложил мне вступить в организацию, и я согласилась.
По вашему мнению, для движения в направлении более тесного сотрудничества власти и общественных организаций, какие можно принять меры?
Считаю необходимым, в первую очередь, остановить эту вакханалию в соцсетях. Наказывать всех, кто занимается раскачкой ситуации с показательными процессами в средствах массовой информации. Причем с двух сторон нужно наказывать. А то непонятно вообще, что происходит. Власти надо использовать наш потенциал: знание языков, понимание миграционной ситуации и миграционной политики в целом. Приглашать нас на эфиры. Можно также вопросы-ответы. Городским управам организовывать встречи с мигрантами своего района и приглашать нас на эти встречи. Проводить встречи в спецприемнике для мигрантов. Проводить с ними разъяснительные работы. Нужно создавать совместно с правительством Москвы сеть культурно-адаптационных центров по всему городу, первостепенной задачей которых будет являться - обучение русскому языку. Пусть даже на платной основе. Создать приложение "Русский для чайников" и в ММЦ Сахарово, предлагать скачать его мигрантам. Пусть в свободное время учат русский язык. Обязать работодателей создать на местах краткосрочные курсы по обучению русскому языку.
Планов и работы у вас много... Удачи и спасибо за беседу!
Специально для ИА «ЭТНОИНФО»
Беседовала Ирина Умарова