Ирина Умарова, специально для ИА «ЭТНОИНФО»
Республика Башкортостан, Уфа
Миграция – процесс естественный. Россия входит в пятёрку стран, которая больше всего привлекает трудовых мигрантов. Большинство из них – выходцы из Центральной Азии: Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Может быть поэтому, уже больше 25 лет, никого не удивишь гражданами другой национальности, которые строят «высотки», выполняют ремонтные работы на дорогах, торгуют на рынках или работают в гостиницах и торговых центрах.
Статистика внутренней миграции в самой России в 2018 году показывает, что по-прежнему для постоянного места жительства (или длительного пребывания) больше остальных регионов внутренних мигрантов привлекает Москва и ее область. По численности временной трудовой миграции Башкирия находится на 3 месте в стране: регулярно уезжают на заработки более 150 тысяч человек, причем около 100 тысяч — в регионы Ханты-Мансийского автономного округа. Не всегда такая миграция возвратная, в некоторых случаях мигранты остаются там, на постоянное место жительства.
Статистика внутренней миграции в РФ: В Москву на заработки едут 1,6 миллиона человек или 22,9 % от общего числа трудящихся в этом мегаполисе. Второе место по популярности занимает Тюменская область (18,6 %), третье - Санкт-Петербург (7,3 %). Также популярны Подмосковье, Магаданская область, Краснодарский край, республики Саха (Якутия) и Коми.
Уфимская «высотка»
Из панорамного окна 13-го этажа уфимской новенькой «высотки», мой взор устремляется на рядом строящуюся многополосную автотрассу. Иногда по утрам, наблюдаю картину: подъезжает газель, из неё выходят 10-15 человек в рабочей форме, быстрым шагом направляются в сторону трехэтажного здания. Спустя некоторое время, выходят из здания и занимаются, при любой погоде, строительными работами, судя по всему, шести полосной автомобильной дороги.
Трудовая миграция – моя специализация, поэтому в каждом городе, неважно по каким делам я прибываю, ищу героев для своих публикаций. В один из дней, из того же панорамного окна, я увидела, как кто-то, одетый точно в такую же рабочую форму, у мусорных баков складывает коробки. Быстро схватив мусорный пакет, рванула на улицу. «Салом», - поприветствовала я человека, уже ровно сложившего в стороне с десяток картонных коробок. Парень лет 30-ти также дружелюбно поприветствовал и меня.
- У нас в квартире очень много коробок будет от не распакованной мебели, если вам нужно я могу к вечеру спустить, - обманываю я.
- Новый дом заселили, тут каждый день много коробок. Мне хватит.
- А зачем вам столько?
- Дожди были, на пол кидали, чтоб грязи не было. Разжигаем костер для еды. Ещё туалет обили, чтоб щели закрыть.
- А вы, на стройке работаете?
- Да. Вот тут, - показывает рукой в сторону, заинтересовавшего, меня объекта.
- Позавчера такой ливень был, а я смотрю с окна, вы все мокрые, но работали.
- Мы на погоду не смотрим, нам работать надо.
- А вы, наверное, на заработки в Уфу приехали?
- Да, я уже давно в России работаю.
Признаюсь незнакомцу, что пишу о мигрантах. Замечаю, что смутила своего собеседника. Спрашиваю разрешение сфотографировать и взять интервью. При слове «фотография» категорически отмахивается одновременно и рукой и головой, давая понять «ни за что на свете». Но всё же, свою историю, Анвар мне поведал.
История Анвара
Анвар родом из Ташкента. Признается, что многие из регионов Узбекистана мечтают получить в узбекской столице прописку, но для себя Анвар перспектив там не видел, поэтому в 2013 году решился уехать в Москву, куда позвал одноклассник. Тогда ему было 29 лет. После получения патента (документ, позволяющий официально работать в РФ) устроился поваром в развлекательный центр, администратором которого был выходец из Узбекистана.
«Он, своих не обижал. Зарплата была в районе 800 долларов по тогдашнему курсу», - вспоминает Анвар. Но, с наступлением кризиса, всё изменилось. «Начали урезать зарплаты, в конце концов, пришлось возвращаться домой. Но через 1,5 года вернулся, только уже в Калужскую область, родственники там работали на стройке. Я для бригады из 20 человек еду готовил».
Позже в «трудовом списке» Анвара будут такие регионы, как Московская область и Башкортостан. В Уфе Анвар с апреля текущего года. Его работа – два раза в день готовить для бригады из 16-ти человек. Иногда подвозят из других объектов людей, и тогда приходиться готовить почти для 30-ти трудяг. Также в его обязанности входит, почти каждый день отовариваться в гипермаркете, что в десяти минутах ходьбы от стройки. «Почти всегда покупаю товары по акции. Единственное, что не нравится, открытый рынок далековато от сюда, почти 40 минут на транспорте, а там мог бы у своих и помидоры, и огурцы, и зелень покупать. Тут в магазине они без вкуса», - сетует Анвар.
Неудобный вопрос
На вопрос о том, все ли работники с его бригады имеют разрешения на работу, говорит утвердительно: «Да». Выяснять их легальное положение, - не моё дело, для этого существует целая армия уполномоченных органов, поэтому верю, на слово и задаю вопрос личного характера.
- Вы семейный человек?
- Да. Моя жена и дети живут с моими родителями.
- А детям сколько лет?
- Два сына: 12 и 9 лет.
- Когда, вы, их последний раз видели?
- Вижу каждый день (смеётся) по вайберу, а так, был на родине в 2017 году.
- Скучаете?
- Конечно!
- Простите за нескромный вопрос. Я много раз слышала, и от самих мигрантов в том числе, что они и тут семьи заводят.
- По-разному бывает. Есть те, кто без женщин не могут жить, поэтому у них всегда есть подруги. А есть и те, кто в России женятся, и их жены там, не против этого. Много мужчин, кто вообще из объекта не выходит. У каждого своя жизнь.
- А у вас как?
- Я не хочу отвечать на ваш вопрос…
- Какие трудности испытываете, находясь в миграции?
- Очень дорого все эти бумажки обходятся. Разрешение на работу, налог. Хорошо, что живу здесь, на стройке, а то бы ещё пришлось квартиру снимать и жить по 7-8 человек в двушке. Билеты на самолет тоже очень дорогие, были бы дешевле, каждый год по два раза летал, а лучше бы показал Россию детям и привез их на каникулы.
- Если не секрет, то, сколько вы отправляете домой от своего заработка?
- По-разному. Первые месяцы вообще ничего не отправлял, потому что всё уходило на оформление. Если родители болеют и требуются деньги, то занимаю у своих товарищей и в тот же день отправляю, как только нужны деньги на лекарства. Но стараюсь стабильно 18-25 тысяч ежемесячно отправлять. Бывает и больше. Бывает меньше.
- Им хватает на жизнь в Узбекистане?
- Жена в школе работает, родители пенсию получают. Мы, слава Аллаху, не голодаем. Года 4 назад, было лучше. Из-за кризиса стало меньше заработка.
- Анвар, а вы о чем мечтаете?
- Чтоб дети счастливыми были.
- А для себя что желаете?
- Не знаю. Ничего мне не нужно. Лишь бы здоровье не подвело.
Я пожелала Анвару удачи и проводила его взглядом, пока он шел на стройку с коробками в двух руках, перетянутые веревкой. Он дважды обернулся, и мне показалось, что в его глазах столько грусти и столько недосказанности…
Миграционная ситуация в Республике Башкортостан
Традиционно, в весенне-летний период на территории Республики Башкортостан наблюдается ажиотажный наплыв мигрантов, в основном из стран ближнего зарубежья, прибывающих с целью осуществления трудовой деятельности.
В целом осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами не оказывает существенного влияния на рынок труда республики, т.к. мигранты занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. Как правило, это строительные работы, не требующие квалификации. Также, иностранные работники заняты на сезонных работах, где не хватает местных рабочих (овощеводство).
По состоянию на 01.04.2019 на территории Республики Башкортостан у иностранных граждан имеются 26140 действительных патентов на работу, в том числе: для работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 7684, для работы у физических лиц - 18456, а также 736 разрешений на работу.
Почти половина иностранцев – проживает в Уфе. В первую пятёрку также вошли Уфимский район, Стерлитамак, Туймазинский и Чишминский районы. Меньше всего иностранцев живут в Агидели, Мишкинском и Зилаирском районах. В Межгорье ни одного гостя из-за рубежа не зарегистрировано.
Ильгиз Султанмуратов, кандидат социологических наук, РБ: «В основном, мигранты из ЦА работают в сфере строительства, где большинство из них, к сожалению, – нелегальные трудовые мигранты. Быть на нелегальном положение, значит, свой труд не защитить с юридической точки зрения. Они готовы идти на риски, потому что они не думают об отчислениях, как это делают местные, их цель - раз в месяц получить деньги, чтобы выслать семье на родину. Я считаю, над этой проблемой надо работать. Трудовые мигранты занимают, на трудовом рынке в нашей республике, те нише, которые мало востребованы местным населением. Я могу сказать не только о Башкортостане, а обо всей России, что мигранты нужны, другой вопрос – в каком количестве. Без участия новых граждан нашей страны, проблемы демографии и недостатка трудовых ресурсов – не решить. Трудовые мигранты из Центральной Азии выбирают Башкортостан, потому что в нашем регионе достаточно сильные мусульманские традиции. Довольно часто регистрируются браки с узбеками, чуть меньше с таджиками. Я бы сказал, что выходцы из ЦА достаточно воспитаны, ведут себя в рамках своей культуры и религии. Хотя, не всегда восточная культура, взаимодействует с общероссийской гражданской идентичностью. Люди, приезжающие к нам, должны понимать, что они обязаны следовать нашим законам светского государства. Никто не говорит, что мигранты должны забыть свой язык и традиции. С ними должны плотно сотрудничать и диаспоры, и в процессе получения документов на работу. Им нужно объяснить, как себя вести, чтобы жить, не нарушая существующие традиции. Одним словом, трудовые мигранты должны приезжать готовыми принять наши традиции, следуя кодексу поведения, зная язык межнационального общения – русский».
В I квартале 2019 года, в целях усиления государственного контроля над выполнением требований действующего законодательства в части соблюдения режима пребывания на территории Российской Федерации и пресечения каналов незаконной миграции проверено 586 объектов, из них: строительства - 72, бытового обслуживания - 5, жилого сектора - 494, сельхозпредприятий - 5, торговли - 6, иных - 4.
Миграция. Север. Вахта
Если провести несколько часов в уфимском аэропорту, можно понять, как обстоят дела с миграцией. Каждую неделю сюда из всех уголков республики съезжаются мужчины с большими баулами. Они вылетают на Север. Их ждет вахта.
Такая картинка сложилась не вчера. Так было и 20 лет назад. Так как в момент освоения нефтяных месторождений в Западной Сибири десятки тысяч человек из Республики Башкортостан привлекались на эту работу. Сегодня людей манит высокая заработная плата, а вместе с ней и «северная» пенсия.
До недавних времен это были только мужчины, а сейчас покидают регион и женщины. Люди оставляют свои семьи и отправляются на работу как минимум на месяц, а кто-то – на полгода и больше. Мужчины обычно трудятся в нефтедобывающей отрасли, на шахтах или на стройке разнорабочими, а женщины становятся поварами, посудницами и уборщицами. У них может быть высшее образование, но из-за отсутствия работы или сокращения они вынуждены добывать деньги за пределами Башкирии.
Давайте посмотрим на статистические данные по зарплате в селе, и в целом по региону. В сельском и лесном хозяйстве Башкирии эта цифра составляет 15,8 тыс. рублей при среднем уровне по региону около 27 тыс. руб. Именно низкий уровень доходов в сочетании с тяжелыми условиями труда являются основной причиной миграции на Север.
Там, на Севере, простой рабочий сможет заработать в пять раз больше. Есть разница: ежедневно трудиться на тяжелой работе в родной деревне, или трудится так же от зари до зари, но за другие деньги вахтовым способом? Конечно! Всё же на заработки на Север уезжают, в основном сельские жители. В деревнях колхозы развалились. Рабочих мест практически нет.
По численности временной трудовой миграции Башкирия находится на 3 месте в стране — в 2018 году на заработки ездили 161,8 тыс. человек, 8,7% трудоспособного населения. В основном это мужчины с семьями, жители сел и малых городов.
В Башкирии ежегодно регистрируется 46-47 тысяч выбытий, большей частью молодых людей до 29 лет. Наибольший отток происходит в Ханты-Мансийский автономный округ, на втором и третьем месте — Челябинская область и Татарстан.
Азат Янгиров, директор Института стратегических исследований РБ: «Вопросы миграции находятся в центре внимания, потому что они обостряют некоторые проблемные аспекты. Работа есть, но главная проблема здесь – низкая зарплата. В Башкирии средний заработок составляет 34 тысяч рублей, но эти цифры актуальны лишь для небольшой доли населения. Около 37 процентов жителей региона проживают в сельской местности, где потолок заработной платы 15-20 тысяч рублей. И люди соглашаются на заработок в 50-60 тысяч рублей за два месяца. То есть 25-30 тысяч в месяц – для них уже аргумент, чтобы уехать на заработки за пределы республики».
Гульдар Хилажева, ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований РБ: «В Башкирии в течение столетия наблюдается стабильная миграционная убыль, однако в целом ситуация не критическая. В прошлом году, число жителей республики, работающих за ее пределами, составляло около 155 тысяч. Цифра ежегодно растет. Число занятых в экономике, выезжающих за пределы своего субъекта, в Башкортостане составило около 9%. К примеру, в Татарстане этот показатель составляет не более 1,5%, а в Адыгее доходит до 18%. Происходит отток из малых сел в райцентры, обмен между разными типами городов. Но в целом, население концентрируется в крупных городах. Уфа на третьем месте среди «миллионников» по интенсивности роста города, но у нас, прежде всего «растут» пригороды».
По данным социологических исследований, более 65% вахтовиков Башкирии — это жители сел и малых городов республики. Эти семьи не имеют возможность покинуть свои населенные пункты и с помощью трудовой миграции решают материальные проблемы.
Вместо послесловия
Заработок трудового мигранта, неважно: внутреннего или внешнего, всегда считался одним из самых прибыльных. Это отличный способ в короткий срок существенно нарастить капитал, накопить деньги на покупку жилья, авто или вложиться в образование детей. Да, и выгода от миграции очевидна. России в целом выгоден приток мигрантов из Центральной Азии: бизнес получает дешевую рабочую силу, а государство — укомплектованность рынка труда. В странах-экспортерах миграция частично решает проблемы безработицы, помогает поддерживать уровень жизни местного населения и относительную политическую стабильность.
Материал подготовлен в рамках проекта, направленного на усиление социально-правовых позиций внешних мигрантов и членов их семей, которые представляют наиболее уязвимую категорию иностранных граждан, пребывающих в Россию из стран СНГ с целью трудоустройства. Основные цели Проекта направлены на усиление правовых позиций внешних и внутренних трудовых мигрантов и их семей, а в случаях нарушения прав и законных интересов, при обращении, их защиту.
«Бюро социально-правовой помощи мигрантам и членам их семей» победитель конкурса ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ, реализуемый с 01.12.2018 по 30.11.2019 в Свердловской области ассоциацией "Некоммерческое партнерство «Межнациональный информационный центр».