Разговоры и публикации о внешней трудовой миграции, остаются актуальными, по сей день. Этой темой занимаются государственные чиновники, ученые, экономисты, социологи, предприниматели и, конечно, мы – журналисты. Наш интернет портал, имеющий непосредственное отношение к этой теме, сегодня беседует с главным специалистом Центра исламоведения при Президенте Республики Таджикистан Вирканом Музаффарпуром.
Виркан, однозначно – миграция неизбежна. Проблемы в миграционной сфере были и есть. Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы предотвратить проблемы с незаконной миграцией?
То, что миграция неизбежна, вы конечно, правы. Миграция во всех аспектах связана с жизненной деятельностью людей, прежде всего в экономическом аспекте. То есть, ещё до того, как человечество пришло к оседлому образу жизни и возделывания культур, стал осваивать определённые территории и строить свою жизнь в пределах определённых границ, люди кочевали и мигрировали беспрерывно, используя благоприятные условия каждой местности, пока в ней нуждались сами и их скот. А далее, в эпоху цивилизованности, люди также, в зависимости от отличия их условий жизни, уровня развития, человеческих потребностей к усовершенствованию, в силу возможности или невозможности осуществлять эти цели, осознанно или неосознанно, перемещались с одной территории на другую. Это породило многие виды миграций, среди которых в наше время трудовая миграция остаётся одним из самых востребованных и к тому же, самых проблемных, и для принимающих стран, и для стран, откуда едут на заработки мигранты.
Самая главная проблема в этом отношении – это незаконная миграция, от которой исходят все другие проблемы. Понятно, что никто не в праве ограничивать перемещение граждан с одной территории на другую, из одного государства к другому государству, с какой бы целью не было это перемещение. А для того, чтобы предотвратить проблемы с незаконной миграцией, необходима согласованная работа стран, между которыми существует такая проблема. Для страны, предоставляющей рабочую силу и толпу незаконных мигрантов – это прежде всего просветительские работы относительно правил приёма мигрантов в принимающих государствах, оценка рынка труда и подготовка соответствующих специалистов для работы по профессии, стремление к тому, чтобы смягчать условия пребывания, работы, регистрации и других необходимых процедур, связанных с пребыванием граждан-мигрантов в принимающей стране.
Для принимающих стран, что целесообразно предпринять, в первую очередь?
Для стран, которые принимают мигрантов, во избежание незаконной миграции необходимо усилить контроль законного оформления мигрантов, сделать процедуру и цены оформления документов доступными и наиболее выгодными, чтобы мигрант не искал незаконные пути пребывания и не столкнулся с коррупцией среди чиновников и ответственных лиц, злоупотребляющих служебным положением.
А для поддержки самих мигрантов?
Для поддержки трудовых мигрантов должны совместно работать посольства и консульские представительства, культурные центры и национальные диаспоры страны мигранта совместно с соответствующими органами принимающего государства. Но, к сожалению, пока все ищут для себя выгоду от безысходности бедных, бесправных мигрантов, даже на государственном уровне. И такая ситуация используется как политический рычаг. Следовательно, предотвратить проблему с незаконной миграцией никак не получится. Хотя, при наличии политической воли и желания, решить эти вопросы можно эффективно и с большей выгодой для всех.
Сейчас очень много говорят в РФ о распространении радикальных экстремистских группировках. Это связывают в том числе и с трудовой миграцией из ЦА. Почему?
Распространение радикально-экстремистских идей среди мусульманского населения РФ, по-моему, мало связано с трудовой миграцией из ЦА. Это, прежде всего, является результатом активной пропаганды транснациональных группировок и течений среди мусульман коренных жителей России, благоприятные условия для продвижения чуждых традиционным верованиям и конфессий в российской мусульманской среде. Ещё в конце 90-х годов прошлого столетия, когда я сам находился в трудовой миграции, среди мигрантов из ЦА активно пропагандировались идеи единства мусульман, привлечения их к сплоченности, верности религиозным идеям. Раздавалась различная литература религиозного характера. Активные представители этого движения называли себя последователями группы «Даъва».
Нам известно, что среди самих мусульман, граждан РФ, больше экстремистских идей, чем среди мигрантов, и именно они, используя огромные финансовые средства, выделяемые со стороны определённых государств и организаций, зная трудные условия жизни и работы мигрантов, их беспомощность и безысходность, неграмотность в мирских и религиозных науках, заманивают мигрантов, попавших в чужую культурную среду к таким течениям.
Говорит ли это о том, что трудовые мигранты в группе риска?
Согласно статистике, абсолютное большинство последователей экстремистских идей пошли на этот путь именно во время пребывания в миграции. Определённый маршрут передвижения боевиков, присоединившихся к ИГИЛ, также был проложен через РФ к Турции и оттуда в Ирак и Сирию. Многие пропагандистские книги, листовки, видеоролики, проповеди подготовлены на русском языке, а не на родных языках мигрантов, и они больше знакомятся с радикально-экстремистскими идеями именно посредством русского языка.
Кроме того, свободная деятельность нововыявленного духовенства, получившего религиозное образование в неофициальных или официальных религиозных учебных заведениях арабских стран, Ирана, Пакистана и т.д., но не нашедшего по профессии работу в своих странах из бывшего Советского Союза, способствует продвижению чуждых традиционным мусульманским школам нашего региона идей, так как они свободно пропагандируют среди мигрантов в РФ.
Где может быть проведена «работа» над мигрантами в плане пропаганды всего запрещённого?
Потребность в проведении религиозных обрядов, различных семейных мероприятий по случаю рождения ребёнка, проведении свадеб, траурных церемоний и поминок в мусульманских диаспорах дают этому типу духовенства трибуну и возможность пропаганды среди мигрантов фундаментализма, радикализма, экстремизма на религиозной почве.
Какой вы видите в идеале систему управления внешней трудовой миграции?
Управлять внешней трудовой миграцией надо совместно, скоординировав соответствующие ведомства и структуры, занимающиеся непосредственно этой сферой. Необходимо составлять перечень востребованных профессий и рабочих мест, в которых выгодно использовать внешнюю рабочую силу. Подготовка тщательно составленной законодательной базы, чёткое соблюдение их применения и выполнения, постоянное взаимодействие этих ведомств и структур на государственном и частном уровне, подписание соглашений о привлечении рабочей силы, частные встречи и беседы с мигрантами о насущных проблемах их жизни и деятельности, организация культурно-просветительских программ и мероприятий, помогающих в деле их адаптации в новой среде, предотвращающих влияние и проникновения нежелательных, радикальных и экстремистских идей среди мигрантов, повышение их социального статуса, гарантия получения их заработной платы, предоставление качественного медицинского обслуживания и т.д. Для усовершенствования системы управления внешней трудовой миграцией целесообразно изучать и внедрять опыт передовых европейских стран, США и ряда арабских стран Персидского залива.
Конечно, этот вопрос больше актуален для стран, которые принимают мигрантов, от них во многом зависит не только усовершенствование системы управления внешней трудовой миграцией, но координация и совместные действия со странами, предоставляющими рабочую силу.
Считаете ли вы, что РТ ещё долго будет зависеть от трудовой миграции, и нужно ли в перспективе считать внешнюю трудовую миграцию частью экономики Таджикистана?
Думаю, что в течение ближайших десяти лет трудовая миграция останется востребованной среди населения Республики Таджикистан. Конечно, постепенно эта тенденция должна сократиться. Надежда на внешнюю трудовую миграцию как на часть экономики не является приоритетным ни для одного государства. Усилия по созданию новых рабочих мест, принятие четвёртой стратегической цели Правительством Республики Таджикистан о превращении Таджикистана из аграрно-индустриального в индустриально-аграрное государство, направлены отчасти на уменьшение притока трудовой миграции за пределы страны.
На этот процесс также может повлиять Программа по переселению соотечественников, в результате участия в которой часть мигрантов становятся гражданами РФ и перестают считаться внешними трудовыми мигрантами. Поэтому создание более благоприятных условий жизни и работы, привлечение уже состоятельных, преуспевающих в бизнесе предпринимателей, которые достигли своих успехов в миграции, должны быть приоритетными для нашего государства.
Как вы считаете, целесообразно ли широко освещать деятельность наших трудовых мигрантов? К примеру, снимать документальные фильмы, новостные сюжеты, писать статьи. И почему эта тема практически игнорируется таджикскими государственными телеканалами? Хотя публикации, так или иначе, всегда можно встретить в таджикских СМИ.
Конечно, целесообразно широко и всесторонне освещать деятельность наших трудовых мигрантов, как части нашего общества. Хотя иногда их деятельность освещается и государственными СМИ, но пока этого недостаточно и делается не на должном уровне. В этом деле государство должно взять инициативу в свои руки, всячески способствовать созданию документальных фильмов, телепередач, информационно-аналитических статей. Сейчас во многих крупных городах РФ, где есть таджикские диаспоры, работают наши мигранты, созданы культурные центры и общества таджиков, они активно взаимодействуют с органами власти и РФ и РТ, иногда освещается и их деятельность.
Хотелось бы большего освещения не только успехов и достижений трудовых мигрантов, но и показать их проблемы, трудности, с которыми они сталкиваются на чужбине. Думаю, всестороннее освещение их жизни и деятельности служит поучительным примером для тех, кто собирается в трудовой путь. Они будут знать, куда едут, и заранее готовиться к преодолению возможных трудностей и проблем, осознанно делая выбор, считая все плюсы и минусы миграции.
Специально для ИА «ЭТНОИНФО» Ирина Умарова
Российская Федерация – Республика Таджикистан
Материал подготовлен в рамках проекта, направленного на усиление социально-правовых позиций внешних мигрантов и членов их семей, которые представляют наиболее уязвимую категорию иностранных граждан, пребывающих в Россию из стран СНГ с целью трудоустройства. Основные цели Проекта направлены на усиление правовых позиций внешних и внутренних трудовых мигрантов и их семей, а в случаях нарушения прав и законных интересов, при обращении, их защиту.
«Бюро социально-правовой помощи мигрантам и членам их семей» победитель конкурса ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ, реализуемый с 01.12.2018 по 30.11.2019 в Свердловской области ассоциацией "Некоммерческое партнерство «Межнациональный информационный центр».