wrapper

Выделение участка земли, малое и среднее предпринимательство, создание малых предприятий и создание новых рабочих мест в Таджикистане — все это поможет решить проблемы депортированных мигрантов, которые находятся в «черных списках» ведомств России и им закрыт въезд в эту страну на определенные сроки.

На круглом столе на тему «Миграция из Таджикистана в Россию: анализ новых трендов», организованный Представительством Института по освещению войны и мира (IWPR) в Таджикистане, приняли участие ведущие эксперты Таджикистана, представители миграционной службы, международных организаций, общественных организаций, эксперты и журналисты.

НЕМНОГО ЦИФР

По официальным данным Миграционной службы при Министерстве труда, миграции и занятости населения Таджикистана в 2018 году из Таджикистана в целях трудовой миграции выехали за пределы страны 484 тысяч 176 человек.

Из этого числа 419 664 или 86,7% это мужчины и 64 512 или 13,3% женщины. Из общего числа выехавших на заработки 95,7% выбрали Россию в качестве страны пребывания, а 2,8% выбрали Казахстан.

В первые же три месяца 2019 года на заработки уехали 87 546 граждан страны из которых 87,1% мужчины и 12,9% женщины.

ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ 1 МИЛЛИОН 200 ТЫСЯЧ?

Моёншо Махмадбекзода, первый заместитель руководителя Миграционной службы комментируя информацию, исходящую со стороны России о том, что в этой стране находятся 1 миллион 200 тысяч таджикских мигрантов, отметил «это общее число граждан Таджикистана, которые находятся в России и не все из них находятся в этой стране в целях трудовой деятельности».

Число мигрантов, которые находятся в так называемом «черном списке» и получили запрет на въезд в Россию составляет чуть больше 200 тысяч человек. Махмадбекзода отметил, что большая часть из них получили запрет на въезд в Россию по незначительным нарушениям, к примеру, после того как перешли дорогу в неположенном месте или же не оплатили вовремя абонентскую плату. При министерстве труда, миграции и занятости населения Таджикистана создана рабочая группа, которая работает совместно с российскими профильными ведомствами:

«За последние два года к нам обратились 1900 граждан, мы обратились к российской стороне и через некоторое время им было дано право въезда на территорию России».

«ЧЕРНЫЙ СПИСОК» УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

Мавджуда Азизова, правовой консультант Международной организации по миграции (МОМ) в Таджикистане отмечает, со временем число граждан, которым закрывается въезд в Россию будет только увеличиваться так как не все могут выполнять законодательные требования России для иностранных граждан. Сложнее всего гражданам стран, которые не входят в Евразийский экономический союз:

«Миграционный учет по месту жительства само по себе уже большой барьер. Для наших граждан необходимо 300 долларов чтобы первоначально оформить патент на работу. Мигранты берут в долг или продают домашний скот чтобы купить билет в Россию. У них нет средств чтобы снять нормальное жилье. И когда не могут получить патент, то становятся нелегальными мигрантами и по этой причине попадают в «черный список». И поэтому число тех, кому будут закрывать въезд в Россию будет только увеличиваться».

Махмадбекзода поясняет, что явление трудовой миграции существует не только в Таджикистане, но и во многих других странах и люди идут на это ради лучшей жизни и если страны научатся управлять им, то станут развиваться. «Таджикистан и Россия подписали межправительственное соглашение об организационном наборе граждан Таджикистана для работы в российских городах», — сказал он.

Кроме этого, по его словам, Таджикистан подписал меморандум с Абу Даби, который подразумевает сотрудничество в сере трудовой миграции. «Есть также соглашение с Катаром, Чехией, Германией, Кувейтом и Южной Кореей».

ТАДЖИКИСТАНЦЫ ВЫБИРАЮТ РОССИЮ

Ойнихол Бобоназарова, руководитель общественной организации «Перспектива+», которая много лет изучает вопросы миграции, отмечет, что с каждым годом мигрантам становится сложнее работать в России:

«Они сделали так, что хочешь не хочешь, но попадешься на каком-то нарушении. Если ранее мигрант должен был отмечать место работы, то сейчас нужно и адрес фактического проживания регистрировать. Что это означает? То есть те, кто сдает в аренду жилье мигрантам не хотят платить налоги и теперь мигрантам приходится выплачивать не только за аренду, но и налоги за съем жилья, получается расходов прибавилось. Стоимость патента увеличилась, а в некоторых регионах России мигрантам запретили работать по ряду специальностей. К примеру в Якутии в 33 сферах мигрантам запретили работать. Это очень плохая тенденция».

Она убеждена, что Россия заинтересована в привлечении специалистов определенных профессий из Таджикистана и «утечки мозгов» из страны. Она привела в пример тот факт, что среди стран Центральной Азии Таджикистан на первом месте по выполнению программы переселения в Россию.

«Минэкономики России предложило правительство этой страны упростить получение гражданства иностранным студентам российских вузов. Для специалистов некоторых профессий также упрощена процедура получения гражданства, таким образом все специалисты скоро уедут».

Но Никита Биковский, представитель «Россотрудничества» в Таджикистане, поясняет, что его страна не заинтересована в том, чтобы забрать всех специалистов и произошла утечка мозгов. «Мы хотим, чтобы наоборот «мозги» вернулись в Таджикистан и развивали страну».

ГДЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ?

Бобоназарова выразила обеспокоенность тем, что в Таджикистане так и не были приняты законопроекты в сфере миграции, над которыми работали 9 лет назад.

«Правительством была создана специальная комиссия для подготовки закона «О трудовой миграции», там были представители 10-15 ведомств. Когда проект закона был готов и его должны были представить, то случайно попал в мои руки. Это был кошмар. Представляете там не было и слова в защиту прав интересов наших мигрантов, там было все в пользу России. Я была вынуждена написать в парламент и во все министерства о том, что если этот закон будет одобрен, то всю жизнь вас будут обвинять в этом так как здесь нет интересов мигрантов».

Законопроект был отправлен на доработку, но потом о его принятии так и забыли. Она также напомнила о другом законе «О частных агентствах занятости», который так и не был принят.

Представитель МОМ отметила, что эта организация с 2010 года поддерживает правительство страны в деле улучшения законодательства в сфере миграции. «Два раза через Миграционную службу представляли правительству проект закона, но нам его вернули. С тех пор Миграционная служба стала при министерстве и эти два законопроекта остались лежать на столах. Два года назад в обращении президента страны говорилось о том, что необходимо ускорить принятие этих законов, но даже это не сдвинуло дело. Эти два закона очень важны, они регулируют трудовую миграцию, и они очень необходимы сейчас для решения большинства вопросов».

ГРУЗ 200

Смертность среди мигрантов — это отдельная сложность. Бобоназарова отметила, что одной из рекомендаций Комитета по защите прав трудящихся мигрантов ООН для Таджикистана было то, чтобы была создана комиссия по изучению каждого факта гибели таджикского мигранта и чтобы этот вопрос обсуждался на высоком уровне с Россией.

Если смерть наступила по вине работодателя или какого-либо ведомства, то Россия обязана выплатить ущерб семье погибшего: «Но к сожалению, я не видела, чтобы правительство Таджикистана занималась этим вопросом».

Первый заместитель руководителя Миграционной службы отметил, что перевозка тел погибших в России мигрантов бесплатно перевозится таджикскими авиаперевозчиками, «и это правило впервые на территории СНГ было введено Таджикистаном».

ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?

«Посмотрите на кыргызов как только приходит время подписывать какие-то соглашения с Россией они сразу же выдвигают свои важные вопросы. У нас тоже были хорошие шансы. Когда пришло время и надо было продлить срок пребывания российской базы на 49 лет то почему мы не подняли вопрос мигрантов?», — вопрошает Бобоназарова.

В продолжении она отмечает, что для улучшения ситуации и создания условий необходимо привлекать в страну инвестиции.

«Для этого необходимо пересмотреть законодательство. Почему инвесторы мало интересуются нашей страной? Потому что судебная система не работает должным образом. Инвесторы боятся вкладывать так как их будущее непонятна. Не надо строить огромные комплексы, надо строить малые предприятия и самое главное надо снижать налоги. Кто в таком случае захочет вкладывать в нашу страну?».

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ВОЗВРАТИВШИХСЯ МИГРАНТОВ

Тохир Валиев, представитель Института «Открытое общество фонд содействия» в Таджикистане считает, что с увеличением числа депортированных мигрантов вопрос возвратившихся мигрантов очень актуален и следует больше внимания уделять решению этого вопроса: «Надо работать над реинтеграцией вернувшихся мигрантов. Важно обеспечить их занятостью, самозанятостью и привлекать в предпринимательство».

Он отмечает, что в ходе обсуждения и разработки законопроектов отдельную графу надо посвятить именно вернувшимся мигрантам.

По словам Мавджуды Азизовой, МОМ проводит конкурс седи тех, у кого имеется запрет на въезд в Россию сроком на 5 лет.

«Каждый может представить свой бизнес план и описание того какое оборудование ему необходимо для развития собственного бизнеса. Мы не выдаем им деньги, помогаем предоставляя необходимую технику и оборудование для создания своего дела. Пока этот проект работает только в двух регионах – Бадахшане и в Хатлоне», рассказала она.

Политолог Рашид Гани Абдулло обращает внимание на то, что поиски работы таджикскими мигрантами являются успешными, чего не сказать об их безопасности и юридической защите в России, в особенности часто проблемы возникают с правоохранительными органами. В этом им должно помогать правительство страны. Власти должны быть активными в решении тех вопросов, которые сами мигранты не в силах решить.

«Здесь необходимо политическое сотрудничество Таджикистана и России. То есть не иногда решать проблемы, а на постоянной основе парламенты Таджикистана и России, аппараты президентов двух стран и правоохранительные органы должны сотрудничать»

Гузал Махкамова, активистка гражданского общества говорит, что недавно было проведено исследование в приграничных регионах Таджикистана. В ходе этого исследования выяснилось, что трудовая миграция не является добровольным выбором населения а скорее является вынужденной мерой:

«Миграция решает многие сложности семей и этого никто не отрицает, но когда они возвращаются, то не могут здесь себя реализовать. В Таджикистане состоялась земельная реформа и были призывы о том, чтобы мигранты тоже получили свою долю земли. В итоге все пошло не так и мигранты не смогли получить земельные участки. Теперь депортированные мигранты не могут заняться даже земледелием, поэтому меняют имя и фамилию в паспорте и едут обратно в Россию. Все они хотят работать на родине рядом с родными, но для этого в стране нет условий».

Источник: http://ru.rushnoi.org


Добавить комментарий