Что же собой представляет трудовая миграция и почему такое большое количество людей выбирает именно данный способ улучшения собственной жизни? Ответы на эти вопросы, практически схожи у каждого, кто выбрал путь трудового мигранта: низкий уровень заработной платы, высокий уровень безработицы, отсутствие перспектив дальнейшей финансово-стабильной жизни у себя на родине.
Перед тем как собраться на заработки, выезжая за пределы своей страны, стоит тщательно подготовиться, изучить общие вопросы миграционного законодательства страны приема, особенности регистрации, проживания и легального трудоустройства иностранных граждан.
Сегодня гость нашей рубрики – Виктор Себелев, специалист по миграционному праву, имеющий 20-ти летний опыт практической работы в области миграции населения. В миграционной сфере он начал работу еще в 1994 году в Миграционной службе Брянской области. В представительстве Федеральной миграционной службы России в Таджикистане Себелев проработал более 6 лет, в том числе в качестве руководителя около 4 лет. Участвовал в подготовке и согласовании проектов межправительственных соглашений, поправок в миграционное законодательство, в реализации программы добровольного переселения соотечественников на территории Таджикистана. С весны прошлого года Виктор Себелев возглавляет автономную некоммерческую организацию по содействию адаптации и интеграции мигрантов «Национальный центр интеграции» и продолжает заниматься вопросами миграционными законодательства, консультированием трудовых мигрантов, защитой их интересов и законных прав.
Виктор Владимирович, предлагаю начать с основ миграционного законодательства Российской Федерации.
Миграционная политика современного суверенного государства руководствуется его национальными интересами, общепринятыми нормами международного права и актуальной миграционной ситуацией. Государственная миграционная политика нашей страны определяется Конституцией Российской Федерации, закрепившей основы и ценности российского общества, Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы (утверждена Указом Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622), определившей цели, принципы, задачи и основные направления политики в сфере миграции, а также рядом федеральных законов. В их числе я назвал бы три документа, требования которых следует знать и соблюдать каждому иностранному гражданину для законного въезда и комфортного пребывания в России.
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ установил порядок учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с въездом (выездом), транзитным проездом через территорию России, перемещением внутри страны. Миграционный учет – это форма государственного регулирования миграционных процессов. Целями такого регулирования являются, во-первых, обеспечение прав и интересов иностранцев, законно находящихся на территории России, во-вторых, реализация национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Другой Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ, непосредственно регулирует вопросы въезда – выезда.
И третий, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, не только устанавливает правовой статус иностранного гражданина в нашей стране, но и регулирует отношения между ним и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, возникающие в связи с его пребыванием (проживанием) и осуществлением им законной деятельности (трудовой, предпринимательской и др.).
Какие основные документы должны иметь трудовые мигранты из Центральной Азии, въезжающие в Россию?
Большинство граждан центрально-азиатских стран, приезжает в Россию с целью работы, их не менее 80%. Для законного въезда в Российскую Федерацию вполне достаточно иметь действительный национальный заграничный паспорт, его срок действия не должен быть менее 6 месяцев на момент въезда. Необходимо иметь в виду, что иностранному гражданину, ранее посещавшему Россию и нарушившему закон, может быть установлен запрет на въезд. В этом случае, накануне въезда сам гражданин должен убедиться, что препятствия для этого отсутствуют. Кроме того, для осуществления трудовой деятельности дополнительно могут понадобиться документы об образовании, а также документы, подтверждающие наличие профессии и квалификации: свидетельство, диплом, трудовая книжка.
Какие необходимо иметь документы для осуществления трудовой деятельности на территории РФ? Какие требования предъявляются к предприятиям, принимающим на работу трудовых мигрантов?
Для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждане центрально-азиатских стран, не входящих в ЕАЭС, в обязательном порядке должны оформить Патент. Следует помнить, что оформить Патент можно только в том случае, если в миграционной карте указана цель визита - «работа». Патент можно оформить, обратившись только лично в уполномоченный орган в сфере миграции или в организацию, уполномоченную субъектом Российской Федерации (в Москве это - Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Многофункциональный миграционный центр» в Сахарово). Для этого от иностранного гражданина потребуется предъявить паспорт, отрывной талон уведомления о постановке на миграционный учет и миграционную карту. Помимо этого, процедура оформления патента предполагает успешную сдачу экзамена в форме тестирования на знание русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации, прохождение медицинского освидетельствования, приобретение полиса медицинского страхования. Не стоит забывать, что действительным является своевременно оплаченный патент. Срок действия патента определяется периодом, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Важно знать, что законный труд предполагает помимо оформления патента еще и обязательное заключение трудового договора с работодателем, и представление в течение 2-х месяцев его копии в уполномоченный орган. Предприятия имеют право принимать на работу иностранного гражданина, только в том случае, если он имеет действующий Патент. Прием на работу осуществляется по трудовому или гражданско-правовому договору, в соответствии с которыми уплачиваются налоги и делаются отчисления в социальные фонды. Кроме того, работодатель должен уведомить уполномоченный орган о приеме на работу иностранца.
Санкции к предприятиям, незаконно использующим труд иностранных граждан, довольно существенны и могут достигать 800тыс. рублей. При этом надо иметь в виду, что закон наделил трудового мигранта, законно работающего на основании патента, правом получить денежную компенсацию за излишне удержанные суммы по НДФЛ. При легальном трудоустройстве трудовой мигрант облагается двойным налогообложением: он лично платит за патент и дополнительно работодатель вычитает из его заработной платы 13% от дохода и перечисляет в налоговый орган. В этом случае работник совместно с работодателем может урегулировать данный вопрос с налоговым органом.
Для граждан, каких республик, прибывших в Россию необходимо оформлять трудовой патент?
Граждане государств, с которыми у Российской Федерации установлен визовый порядок въезда, трудятся на основании «разрешения на работу». Разрешения на работу выдаются с учетом установленной квоты. Трудовых мигрантов из таких стран не очень много – менее 10% от общего количества.
Другой тип разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности – патенты оформляются для граждан государств, с которыми установлен безвизовый порядок въезда. В частности, на основании патента в России работают граждане Азербайджана, Молдавии, Украины, Узбекистана и Таджикистана. Квота на выдачу патентов не установлена. Требование оформления патента не распространяется на граждан стран-членов ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.
Какие могут быть опасности для предприятия, принявшего на работу трудового мигранта без патента?
Использовать незаконный труд мигрантов - означает серьезно нарушать закон. За незаконных работников работодатель не делает отчислений в социальные фонды, не платит налоги. На первый взгляд, «неформальный» работник выигрывает - он может надеяться на «серую» доплату за счет «сэкономленных» работодателем средств, не платит за оформление патента и налоги. Фактически происходит иное: иностранный работник, не оформивший патент и трудовой договор, оказывается вне правового поля. Это означает, что, соглашаясь не незаконный труд, он лишает себя не только необходимых социальных гарантий, а это отпуск, социальные выплаты, пенсия, но и правовых оснований для защиты своих интересов, например, в случае невыплаты заработной платы, получения травмы и т.д.
Именно поэтому незаконная занятость, наносящая вред экономике страны, ущемляющая права и законные интересы работников, рассматривается как противоправное деяние. Закон предусматривает наказание как для работодателя, использующего незаконный труд, так и для трудового мигранта, работающего без разрешительного документа.
Так, согласно ст. 18.15 КоАП РФ, гражданин, использующий незаконный труд мигранта может быть оштрафован на сумму от двух тысяч до пяти тысяч рублей. За аналогичное правонарушение должностным лицом штраф уже составит сумму - от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей. Более строгое наказание предусмотрено для юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Незаконный работник в указанном случае может получить наказание в виде штрафа, в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ).
С патентом, разрешением на работу и правом на нахождении на территории РФ в течение срока действия патента мы разобрались. Расскажите о «регистрации». Кто ее дает, где ее брать?
Законодательство многих стран мира предполагает учет иностранных граждан, прибывающих на их территорию. Аналогичные нормы содержит и российский Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Когда речь идет об иностранных трудовых мигрантах, то правильнее было бы говорить о постановке на миграционный учет по месту пребывания. Сразу же отметим, что процедура постановки на миграционный учет трудовых мигрантов бесплатна. Государственная пошлина за это была отменена несколько лет назад.
Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, именно к данной категории относятся трудовые мигранты, обязаны встать на учет по месту пребывания в течение 7 рабочих дней. Уведомление об их прибытии в место пребывания подается в территориальный орган МВД России принимающей стороной. Принимающей стороной может быть гражданин РФ, постоянно проживающий иностранный гражданин, юридическое лицо, орган местного самоуправления, международная организация и т.д., предоставившие трудовому мигранту жилое или иное помещение для фактического проживания.
Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
- по адресу жилого помещения, в котором он фактически проживает, это может быть, как жилье родственников или друзей или арендованное жилье;
- по адресу гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, туристской базы, или другого учреждения, в которых он фактически проживает, или по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в котором он содержится.
Важно знать, что иностранный гражданин также может быть поставлен на учет по адресу организации, в которой осуществляет трудовую деятельность, если фактически проживает в помещении именно этой организации. Эта норма появилась в законе не так давно. Ее суть – организация, нанимающая иностранного работника и предоставляющая ему жилье, обязана поставить его на учет по своему адресу.
Иностранные граждане должны встать на миграционный учет по месту пребывания в течение 7 рабочих дней. При этом в соответствии с международными договорами Российской Федерации, для граждан Таджикистана этот срок составляет – 15 дней, для граждан стран-членов ЕАЭС – 30 дней, для граждан Украины – 90 дней. Подчеркнем, что это важнейшее требование для законного пребывания в стране.
Что может повлечь за собой нарушение правил миграционного учета?
Нарушение правил миграционного учета чреваты серьезными последствиями, как для иностранного гражданина, так и для принимающей стороны. Если правила миграционного учета нарушает иностранный гражданин, он может быть оштрафован на сумму в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (ст. 18.8 КоАП РФ). Неисполнение принимающей стороной своих обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Что делать при порче или утрате миграционной карты?
Миграционная карта является документом, в котором содержатся сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля над его временным пребыванием (Правила использования миграционной карты утверждены постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 413). Бланки миграционной карты выдаются иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию бесплатно. Иностранный гражданин обязан заполнить бланк миграционной карты и предъявить его в пункте пропуска через государственную границу России должностному лицу органа пограничного контроля. В случае, если сведения, внесенные в миграционную карту, соответствуют сведениям, содержащимся в визе и документе, удостоверяющем личность, в миграционной карте проставляется отметка о въезде в Российскую Федерацию.
Миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в стране. Данный документ необходимо иметь при себе. Он предоставляется и при постановке на миграционный учет по месту пребывания, и для оформления патента и в целом ряде других ситуаций. В случае порчи или утраты миграционной карты иностранный гражданин обязан в течение 3 дней заявить об этом в ближайший по месту своего нахождения территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами миграции.
Указанный орган при предъявлении иностранным гражданином документов, на основании которых он въехал в Российскую Федерацию, выдает ему бесплатно дубликат миграционной карты в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через государственную границу.
Какие документы надо подготовить, чтобы получить право на квоту?
Законодательство предусматривает квоты на осуществление трудовой деятельности только для тех трудовых мигрантов, которые прибывают в Россию в визовом порядке. Эти квоты ежегодно устанавливаются Правительством страны с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации. В соответствии с установленными квотами орган исполнительной власти в сфере миграции оформляет разрешения на работу данной категории иностранных граждан.
Иной порядок осуществления трудовой деятельности предусмотрен для иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. С 1 января 2015 года для граждан из стран центрально-азиатского региона, разрешение на работу заменено патентом. Квоты для оформления патентов не устанавливаются. Трудовые мигранты из стран ЕАЭС могут быть трудоустроены также без квоты.
Законодательство предусматривает возможность введения определенных ограничений на использование иностранной рабочей силы. Такие ограничения могут устанавливаются определенным регионом страны с учетом сложившейся там экономической ситуации и состояния регионального рынка труда.
Обязан ли работодатель предоставлять полис иностранным гражданам?
Нет, не обязан. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, трудовые мигранты относятся именно к данной категории, приобретают полис добровольного медицинского страхования, то есть полис ДМС. Полис ДМС приобретается самостоятельно по прибытию в страну на планируемый период пребывания. Медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам бесплатно (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 186).
Следует упомянуть, что в Российской Федерации медицинская помощь осуществляется и на основе полиса обязательного медицинского страхования – полиса ОМС. Согласно статье 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», полис ОМС предоставляется гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, постоянно проживающим (имеют вид на жительство) и временно проживающим (имеют разрешение на временное проживание) в России. Кроме того, с 1 января 2017 года, временно пребывающие на территории Российской Федерации трудовые мигранты из государств - членов ЕАЭС подлежат обязательному медицинскому страхованию. Данная норма введена в российское законодательство в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29 мая 2014 года.
Имеет ли право иностранный гражданин создать собственную фирму, быть ее учредителем и директором?
Статья 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит: «Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации». Это означает, что иностранцы пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами (имеющиеся исключения регламентируются действующим законодательством). Для мигрантов открыты различные формы предпринимательской деятельности.
Иностранный гражданин может выступить инвестором. Соответствующая деятельность регулируется Федеральным законом от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Он может стать учредителем коммерческой организации, например, ООО. Так, Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», посвященный в том числе вопросам государственной регистрации юридических лиц, не содержит, каких-либо запретов для иностранных граждан. Этот же Федеральный закон предоставляет право иностранному гражданину оформить статус ИП (индивидуальный предприниматель).
При этом необходимо помнить, что главное условие успешной деятельности на данном поприще – четкое выполнение требований закона, предъявляемых к иностранным гражданам в соответствии с их правовым положением в Российской Федерации. Так, например, иностранный гражданин, имеющий статус временно пребывающего, не должен забывать, что для осуществления законной трудовой деятельности (например, в должности руководителя, администратора и т.д.), необходимо своевременно оформить разрешение на работу или патент.
На Ваш взгляд, насколько выгодно экономике Российской Федерации привлечение трудовых мигрантов?
К сожалению, на сегодняшний день невозможно дать точный и абсолютно объективный ответ на этот вопрос. Безусловно, наличие рабочих рук в обществе с растущей экономикой – всегда благо. Труд мигрантов создает осязаемые результаты. Растет благосостояние и стран исхода, и стран приема мигрантов.
Почему же сегодня нередка критика современной миграционной политики России? Отчего в обществе есть противники широкого привлечения мигрантов для работы в РФ?
В этой связи хотелось бы уточнить. Дело не в том нужна России трудовая иммиграция или нет. Суть вопроса в том, какая нам нужна миграция? Полагаю, что самый главный признак «нужной» миграции связан не со страной происхождения, даже не с уровнем профессиональной подготовки иностранных работников (хотя это тоже важно), а с законностью их пребывания и труда в России. По самым скромным подсчетам из огромного количества работающих иностранцев от 2 до 5 млн. чел. работают нелегально. Почему это плохо?
Во-первых, иностранец, который, находясь в другой стране, не считает нужным уважать и соблюдать ее законы, уже ставит себя в достаточно сомнительное и мало перспективное положение.
Во-вторых, миллионы нелегалов в крупных городах (а именно там концентрируется основная масса иностранных работников) создают избыточную нагрузку для социальной инфраструктуры. Более того, в это инфраструктуру они не вносят ничего (нелегал не платит налоги, не делает отчисления в социальные фонды).
В-третьих, сверхдоходы недобросовестных работодателей от использования незаконного мигрантского труда попадают в «теневую» зону экономики. Данная ситуация сопряжена с целым рядом деяний, которые во всем мире квалифицируются как преступные. Средства укрываются от налогов, преступные доходы в дальнейшем проходят незаконные процедуры «отмывания», выводятся за рубеж, создают платформу для расцвета коррупции, а порою для торговли людьми и финансирования терроризма. Жесткую оценку теневого сектора экономики мы встретим, обратившись к важнейшим документам ООН, МВФ, Всемирного Банка, Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и других международных организаций. Как следствие, серая занятость, в которую вовлекаются иностранные граждане, оказывает деструктивное воздействие на национальный рынок труда. – Именно эти социально-экономические основания (а не мифологизированная ксенофобия) – почва для социальной (а не межэтнической!) напряженности.
В-четвертых, страдают сами мигранты. Трудовой нелегал постоянно находится под дамокловым мечем закона. При этом он сам ставит себя в абсолютно бесправное положение, которое ущемляет его интересы сегодня (нет правовых оснований для восстановления справедливости в суде) и лишает перспектив в будущем (нелегал не может рассчитывать на известные социальные и пенсионные блага на родине).
Но есть еще одна проблема, связанная с незаконной миграцией. Она носит латентный характер и может иметь опасные последствия через многие годы. Общество, которое мирится с бесправием одних и вседозволенностью других, - может быть ввергнуто в пучину правового нигилизма, привычки к беззаконию, к бездушному отношению к ближнему своему. Данный социальный недуг чреват хаосом и тяжелейшими социальными потрясениями.
Поэтому лучшее лекарство в ситуации массовых миграций – всеобщее, повсеместное и неукоснительное соблюдение закона – общих правил для всех. Только такое лекарство – социальная панацея, которая создаст гармонию в отношениях мигрантов и принимающего общества, подлинное взаимопонимание и сотрудничество стран приема и стран исхода мигрантов.
Спасибо за беседу!
Подготовила Ирина Умарова
Материал подготовлен в рамках проекта, направленного на усиление социально-правовых позиций внешних мигрантов и членов их семей, которые представляют наиболее уязвимую категорию иностранных граждан, пребывающих в Россию из стран СНГ с целью трудоустройства. Основные цели Проекта направлены на усиление правовых позиций внешних и внутренних трудовых мигрантов и их семей, а в случаях нарушения прав и законных интересов, при обращении, их защиту.
«Бюро социально-правовой помощи мигрантам и членам их семей» победитель конкурса ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ, реализуемый с 01.12.2018 по 30.11.2019 в Свердловской области ассоциацией "Некоммерческое партнерство «Межнациональный информационный центр».