wrapper

Резолюция круглого стола


07-08 декабря  2017 года, г. Екатеринбург

 

Участники круглого стола с тревогой обращают внимание на сложное положение неопределенного количества бывших граждан СССР и их потомков, проживающих/находящихся в настоящее время на территории Российской Федерации, которые  в силу разных обстоятельств не имеют удостоверяющих личность и гражданство документов. Они не могут воспользоваться многими гарантированными Конституцией РФ правами, не могут официально трудоустроиться, вступить в брак, получить плановую медицинскую помощь, оформить инвалидность, пенсию и т.д. Также они лишены возможности вернуться в страну исхода.  Полномочные органы стран исхода часто дают противоречивые и немотивированные ответы на запросы о гражданской принадлежности бывших граждан СССР, родившихся на территории данного государства. Консульские учреждения стран СНГ могут отказать в выдаче свидетельства на возвращение из-за отсутствия у уроженца данной страны родственников или конкретного места проживания.

 

Лица без гражданства отбывшие/ отбывающие наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления фактически лишены возможности оформить документы, поскольку  разрешение на временное проживание лица без гражданства и вид на жительство лица без гражданства выдаются  в РФ только в разрешительном порядке, а наличие неснятой (непогашенной судимости) за совершение преступлений, распоряжение о нежелательности пребывания на территории РФ являются основанием для безусловного отказа в их выдаче.

В связи с отсутствием в российском законодательстве процедуры определения статуса лица без гражданства с соответствующим закреплением его прав и обязанностей, полномочные органы принимают  решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ лиц без гражданства, о депортации, о выдворении без предварительного исследования вопроса о наличии у таких лиц гражданства или страны последнего местожительства.      Аналогично, суды принимают решение о выдворении без исследования вопроса при заведомой невозможности исполнения такого решения.

Оспаривание решений о нежелательности пребывания на территории РФ осуществляется только в Замоскворецком районном суде г. Москвы по месту нахождения Минюста РФ, что загружает работу суда. Представители Министерства юстиции РФ в многочисленные судебные заседания не являются. Административные истцы из субъектов РФ также лишены возможности участия при рассмотрении данных административных исков.

 

Участники Круглого стола обращаются к органам государственной власти РФ с просьбой рассмотреть следующие предложения (рекомендации):


1)  Министерству внутренних дел РФ:


1.1. С учетом вышеизложенных проблем, инициировать внесение изменений в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ  "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусмотрев особый порядок определения статуса безгражданства и введения статуса лица без гражданства с соответствующим документированием;


1.2. Инициировать внесение изменений в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ  "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части предоставления лицам без гражданства, имеющим непогашенную или неснятую судимость, права на осуществление трудовой деятельности на основании патента;

 

1.3 Инициировать внесение изменений и дополнений в ФЗ « О гражданстве», предусмотрев порядок натурализации для лиц без гражданства, рожденных на территории бывшего СССР после 5 сентября 1991 года  и прибывших в Россию до 01.11.2002 года;

 

1.4. Инициировать внесение изменений и дополнений в ст. 18.8., 18.9 КоАП РФ, указывающих на невозможность применения административного выдворения в отношении лиц без гражданства, за исключением лиц, имеющих право на проживание на территории иностранного государства;

 

1.5. Инициировать внесение изменений и дополнений в ФЗ «О миграционном учете» и ФЗ «О правовом положении» с целью постановки на миграционный учет лиц без гражданства, прибывших на территорию РФ после ноября 2002 года, не имеющих правовых оснований для легализации на территории РФ и возможности возвращения в страну исхода.


2) Министерству юстиции РФ,  Федеральной службе исполнения наказаний России, Министерству внутренних дел РФ

 

2.1. Внести дополнения в Инструкцию о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденную Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 N 171, о предоставлении более полного пакета документов в Министерство юстиции РФ.  В целях возможности исполнения решения о нежелательности пребывания при подготовке решений о нежелательности пребывания на территории РФ учитывать и исследовать вопрос о наличии/ отсутствия гражданства и  возможности выезда ЛБГ с территории РФ ;

 

2.2. Инициировать процедуру реадмиссии в отношении  1) иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание, одновременно с подачей материалов для принятия решений о нежелательности пребывания; 2) в отношении ИГ и ЛБГ, незаконно находящихся на территории РФ ;

 

2.3. При принятии решения о нежелательности пребывания всегда устанавливать конкретный срок нежелательности пребывания на территории РФ;

 

2.4. Просить МВД и МИД РФ провести соответствующие консультации со странами исхода мигрантов  для ускорения исполнения запросов, направленных в компетентные органы стран СНГ;

2.5. Рассмотреть возможность передачи полномочий по принятию решений о нежелательности пребывания в Управления Минюста в субъектах РФ.

 

3) Верховному суду РФ

 

Отрицательная практика длительного нахождения в ЦВСИГах лиц, чье возвращение в страны исхода невозможно ввиду отсутствия гражданства или иных обстоятельств, препятствующих возвращению, в большей степени связана с недостаточным исследованием судами вопроса о наличии гражданства и возможности исполнения постановления о выдворении. Просим проанализировать практику и  принять меры для более внимательного изучения судьями вопроса о целесообразности использования административного выдворения при назначении наказания в соответствии со ст. 18.8, 18.9 КоАП РФ

 

 

4) Министерству труда и социальной защиты РФ

 

Инициировать внесение изменений в Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части возможностей получения социальных услуг:

- лицами без гражданства, фактически проживающими на территории Российской Федерации, но не имеющими по объективным причинам возможности оформить разрешительные документы;

- иностранными гражданам и лицами без гражданства, временно проживающим на территории Российской Федерации, на период действия разрешения на временное проживание.

 

 

Добавить комментарий