Назовете ли вы мигрантом, вкладывая весь созданный стереотипами смысл этого слова, русского, приехавшего жить из Казахстана в Россию? Таких, по данным республиканского Комитета по статистике, находится почти 20 000 человек каждый год. Многие из них возвращаются на родину, стараясь устроить лучшую жизнь для себя и своих детей.
Зачастую такие "мигранты" оседают в приграничных регионах: у любого жителя Челябинской области в семье или ближайшем окружении найдется казахстанец, а то и не один.
Почему русские с таким рвением покидают страну, где жили долгое время? Многие оставляют там налаженный быт и просто сбегают, даже не дождавшись, пока дети закончат школу – лишь бы оказаться в итоге гражданином России, а не Казахстана.
Эксперты связывают такой стабильный отток населения с желанием оставаться русскими, существовать в "своей" языковой среде. В Казахстане же сейчас, напротив, стараются сформировать собственную политическую идентичность. По мнению председателя общественного объединения "Республиканское славянское движение "Лад" Максима Крамаренко, этот процесс, так или иначе, затрагивает и этническую сферу.
"К примеру, поэтапное введение латинского алфавита для казахского языка не затрагивает напрямую интересы русского населения, но в то же время это воспринимается как будущая линия раскола единого историко-культурного пространства, доставшегося нам в наследство от СССР, – рассказал Крамаренко. – В итоге, большая часть русских чувствует себя неуютно в республике".
Такие же опасения у населения вызывает внедрение в школах обязательного трехязычия, когда часть предметов должна преподаваться на английском и казахском. По словам Максима Крамаренко, несмотря на снижение интенсивности оттока по сравнению с 90-ми годами, он стабильно держится на уровне 20-25 000 человек ежегодно именно по этим причинам.
Кроме того, данные официальной статистики не учитывают "образовательную миграцию": когда русская молодежь уезжает поступать в российские вузы, а затем выбирает остаться в РФ.
Так сделала и Надежда Ризаева, студентка Уральского федерального университета. В 16 лет она в одиночку эмигрировала из Казахстана в Россию, чтобы закончить школу и разобраться с рынком труда "на месте".
"Я уехала, чтобы получить российский аттестат. Тогда мне казалось, что здесь лучше образование: в этом я разочаровалась, – поделилась она. – Например, русский язык в моей родной школе преподавали значительно лучше, чем в одной из ведущих гимназий Челябинска".
По ее словам, многие уезжают из Республики к родственникам, живущим в других странах СНГ. Все дело в том, считает Надежда, что более возрастному русскому населению в Казахстане с каждым годом становится все сложнее.
"Мы учили в школе три языка: русский как средство межнационального общения, казахский-государственный и английский-международный. Сейчас правительство планомерно переводит большинство документов на казахский. С этим наши бабушки, родители, говорящие только на русском, не могут совладать. А мы, их дети, понимаем, что не хотим связывать свою жизнь со страной в таком формате".
А с теми, кто остается…
Несмотря на стабильный отток населения, около 20% жителей Казахстана по-прежнему составляют русские. Некоторые из них живут обособленно, не стремятся общаться с соотечественниками и возрождать культуру. Другие, наоборот, регулярно собираются вместе.
Встречи соотечественников обычно происходят на базе общин и различных объединений. Так, например, "Лад", возглавляемый Максимом Крамаренко, существует уже почти четверть века: сразу после распада СССР в обществе находились около 100 000 человек.
По словам председателя, организация с самого начала выступала за реинтеграцию бывших союзных республик, из-за чего в нее входили не только русские, но и представители других этнических групп. "Сейчас состав значительно поредел: многие переехали, преимущественно – в Россию, – отметил Максим Крамаренко. – Имеет место и естественная убыль, ведь на момент создания движения многим активистам было уже немало лет".
Сейчас среди сторонников организации около 500 человек: в каждом из 16 областных филиалов по 30-35. Во время проведения значимых мероприятий, последователей "Лада" становится намного больше: появляются волонтеры и те, кто не может уделять объединению много времени постоянно.
"Одна из наших основных задач – сохранение этнической идентичности восточных славян, поэтому мы на постоянной основе проводим различные массовые мероприятия, посвященные нашим обычаям и традициям: "Рожественские вечера", "Масленица" и "Дни славянской письменности и культуры", а также юбилейные мероприятия, посвященные деятелям русской культуры и искусства", – объяснил председатель.
Кроме того, активисты стремятся сохранить память общей истории советского государства, рассказать потомкам о победах и достигнутых завоеваниях.
"Можно сказать, что мы реализовываем свою историческую политику, стараясь противодействовать попыткам пересмотра и нового прочтения советской истории", – сказал он.
С точки зрения правовой помощи "Лад" содействует населению в решении юридических вопросов: ущемление прав человека, проблемы с получением российского гражданства. Также организация активно участвует в добровольном переселении соотечественников в РФ.
Кроме масштабных объединений, существующих в каждом муниципалитете Казахстана, возникают и небольшие организации. Одна из таких – русское общественное объединение "Былина", действующая в Атырауской области.
С 2003 года организация трудится над сохранением этнической самобытности, культуры русского народа, а также укреплением дружбы и братских отношений между этносами государства.
"Былина" проводит дни русской культуры и письменности, фольклорные фестивали и спортивные праздники, организовывает лекции и выставки. Также объединение взаимодействует с Генконсульством РФ в Казахстане и помогает с программами для соотечественников.
"Наша задача – объединить как можно больше людей, чтобы сообща решать накопившиеся вопросы, – объяснил председатель "Былины" Андрей Кораблев. – С усилением роли России в мире, у русских начинает просыпаться самосознание и идентификация".
Войти в такое объединение может любой: достаточно поддерживать "уставные" цели. Разницы в том, какой человек национальности, нет.
По словам Кораблева, нельзя сказать, что в регионе все довольно гладко. Ключевой проблемой этой области, как и многих других в стране, остается стабильных отток населения.
А что касается конфликтов, то никаких межнациональных столкновений – тайных или явных – в Атырау не наблюдается. За всеми подобными случаями строго следят.
"Свою лепту вносит Ассамблея народа Казахстана, как совещательный орган при президенте. Там представители всех этносов имеют возможность защищать и отстаивать права своих соотечественников, если потребуется, в любых органах власти", – объяснил лидер "Былины".
Однако, несмотря на все старания общественных организаций, объединяющих под своим началом этнических русских, они все так же стремятся вернуться на свою историческую Родину. Там, считают многие, больше возможностей и перспектив. Правда, мечты о «светлом будущем» в России не всегда оправдываются.
Яна Брызгалова