wrapper

В Екатеринбурге завершил работу проект «Межнациональные коммуникации: от объективной информации к адекватному событию», направленный на развитие связей национальных НКО и СМИ и популяризации их деятельности в публичном пространстве. Проект финансировался Институтом проблем гражданского общества, в рамках распределения грантов по распоряжению Президента РФ.

Идея проекта возникла в связи с тем, что Свердловская область является многонациональным регионам, на территории которого постоянно проживают представители более 120 национальностей. Кроме того, в силу выгодного географического и экономического положения ежегодно регион принимает до 200 000 трудовых мигрантов из стран СНГ, относящихся к национальным меньшинствам. Однако в региональных теле- и радио СМИ существует всего несколько программ, посвященных проблемам «меньшинств». Те, которые существуют, освещают, в лучшем случае, проблемы меньшинств через призму культуры, в худшем – представляют неславян как представителей криминальных групп, наркоторговцев и террористов. Таким образом, проект необходим для того, чтобы исправить данную деформацию информационного поля. 

Результаты мониторинга региональных СМИ, который организация-заявитель проводит на постоянной основе, показывают, что, в основном, новости об этнических меньшинствах идут в криминальной хронике. В связи с постоянным упоминанием этнических групп в криминальном контексте, общий негативный образ этнических меньшинств уже создан. Наш мониторинг выявил, что журналисты мало контактируют с этническими организациями, и одна из причин этого – то, что до сих пор их не считают подходящими источниками информации. 

СМИ зачастую не только не заботятся об адекватном освещении представителей национальных меньшинств, но и ради рейтинга готовы распространять непроверенные и даже ложные данные. 

В качестве показательного примера можно привести освещение прогремевшего на всю страну дела – вооруженного конфликта между местными жителями и приезжими, приглашенными одним из жителей деревни, произошедшего в поселке Сагра Свердловской области. Большинство СМИ и интернет-блогов распространили информацию, основываясь на сведениях известного в Свердловской области борца с наркоманией Е. Ройзмана, что причиной конфликта стала торговля цыганом – зачинщиком одной из конфликтующих сторон – наркотиками. 

05.07.2011 г., ИА «Infox», http://www.infox.ru: 

«На Урале жители поселка Сагра с ружьями защищались от наркоторговцев»: Причиной массовой драки в поселке Сагра в Свердловской области была попытка жителей защититься от наркоторговцев…

05.07.2011 г., ИА NEWSru.com, http://www.newsru.com

«Бойня на Урале: цыган-наркоторговец напустил на поселок вооруженных кавказцев. Жителям пришлось отстреливаться»…

06.07.2011 г., электронная газета «Труд», http://www.trud.ru/:

«Деревня Сагра отбила вооруженное нападение кавказцев и наркоторговцев»: Цыган-наркоторговец решил усмирить местных жителей, недовольных его бизнесом, и для этого вызвал в деревню банду кавказцев…

Ни в процессе следствия, ни в показаниях участников и свидетелей происшествия эта версия не нашла подтверждения, однако все СМИ растиражировали информацию о цыгане-наркоторговце и лишь единицы опровергли ее, после уточнения подробностей дела: 

06.07.2011 г., ИА «ИТАР-ТАСС-Урал» http://www.tass-ural.ru/:

«Все виновные в массовом конфликте в Сагре должны понести ответственность – А. Мишарин» /Губернатор Свердловской области. прим/: .. Следствие также не располагает данными, что причиной конфликта стала торговля наркотиками. По данным УФСКН, в Сагре за последние 5 лет не зафиксировано ни одного случая наркоторговли... 

Благодаря информации СМИ, в сознании жителей страны прочно укрепилось ошибочное негативное представление, не имеющее отношения к действительности, бросающее тень на всех российских цыган. Даже человек, совершивший преступление имеет право на адекватное, соответствующее действительности освещение своих деяний, независимо от национальности. Цыганская организация Свердловской области отказалась отстаивать свои права в публичном пространстве, ссылаясь на то, что активисты организации не владеют техниками подобного разбирательства. 

Однако, несмотря на преобладание негативных репортажей, было получено подтверждение того, что СМИ испытывают дефицит в информации о национальных меньшинствах и заинтересованы в ее получении. Недостаток у журналистов контактов и знаний об источниках информации обусловливает минимальное количество некриминальных новостей об этнических меньшинствах. 

Тем не менее, МИЦ было установлено, что когда СМИ были предупреждены о готовящемся событии в этническом сообществе, они охотно рассказывали об этом в репортажах. Таким образом, имеет место двойная проблема: этнические организации часто работают реактивно, то есть, отвечая на редкие запросы журналистов; и наоборот, журналисты игнорируют источники информации в сообществах. Проект будет направлен на решение данной проблемы посредством развития проактивных возможностей этнических организаций для привлечения внимания журналистов.


Цель проекта: Повысить качество и количество взаимодействия СМИ и организаций эт-нических меньшинств, а также улучшить тональность местных новостей и наладить взаи-мовыгодное профессиональное сотрудничество.
Задачи проекта:
1. Расширить возможности организаций этнических меньшинств по взаимодействию со СМИ через программу интенсивного тренинга и сопровождения работы в СМИ пресс-секретарей этнических организаций.
2. Увеличить частоту контактов и кооперации среди этнических организаций и журна-листов посредством учреждения Контакт-центра, который ежемесячно будет работать и тестировать компоненты стратегии по вовлечению.
3. Повысить профессиональный уровень журналистов региональных СМИ по освеще-нию этнической темы.
4. Развить деятельность Интернет-ресурса для размещения информации национальных общин, в т.ч. на национальных языках.
5. Создать календарь-справочник для журналистов «Поликультурная Россия», в котором будут обобщены основные исторические, праздничные, памятные даты для использования в качестве источника информационных поводов при освещении национальной темы.
6. Регулярный мониторинг репортажей местных СМИ на этническую тематику для ис-пользования получаемых результатов в планировании медиа-стратегии.
7. Расширить возможности и профессионализм организации-заявителя в сфере отноше-ний этнических меньшинств и СМИ.

Цель проекта: Повысить качество и количество взаимодействия СМИ и организаций этнических меньшинств, а также улучшить тональность местных новостей и наладить взаи-мовыгодное профессиональное сотрудничество.


Задачи проекта:

1. Расширить возможности организаций этнических меньшинств по взаимодействию со СМИ через программу интенсивного тренинга и сопровождения работы в СМИ пресс-секретарей этнических организаций.

2. Увеличить частоту контактов и кооперации среди этнических организаций и журна-листов посредством учреждения Контакт-центра, который ежемесячно будет работать и тестировать компоненты стратегии по вовлечению.

3. Повысить профессиональный уровень журналистов региональных СМИ по освеще-нию этнической темы.

4. Развить деятельность Интернет-ресурса для размещения информации национальных общин, в т.ч. на национальных языках.

5. Создать календарь-справочник для журналистов «Поликультурная Россия», в котором будут обобщены основные исторические, праздничные, памятные даты для использования в качестве источника информационных поводов при освещении национальной темы.

6. Регулярный мониторинг репортажей местных СМИ на этническую тематику для ис-пользования получаемых результатов в планировании медиа-стратегии.

7. Расширить возможности и профессионализм организации-заявителя в сфере отноше-ний этнических меньшинств и СМИ.


С 05 декабря 2012 г. по 31 августа 2013 г. была выполнена следующая работа в рамках реализации социально-значимого проекта «Межнациональные коммуникации: от объективной информации к адекватному событию»:

- Информация о старте проекта была распространена среди национальных НКО и СМИ Свердловской области.
- Сформирован состав Контакт-центра и составлен список экспертов по проекту из представителей национальных и правозащитных НКО, экспертов в области СМИ,  этнополитики, этнопсихологии,  профессиональных журналистов. 
- Организовано первое обсуждение участниками  Контакт-центра плана реализации проекта и предварительных тем для обсуждения на будущих сессиях, положения о конкурсе на должность пресс-секретаря проекта и основных проблемы взаимодействия национальных НКО и СМИ. На основе состоявшегося обсуждения на портале ЭТНОИНФО размещена тема «Национальные НКО в публичном пространстве: тренды, образы, стереотипы», материалы обсуждения распространены для СМИ. 
- Зарегистрирован аккаунт в социальных сетях для распространения информации от национальных НКО, а также модерирования комментариев и отзывов к новостям.
- Проведен конкурс на должность пресс-секретаря проекта. Из 16 кандидатов отобраны три пресс-секретаря проекта. 
- Организовано второе обсуждение, посвященное  теме «Гражданское общество и национальная политика».  На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема, информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано третье обсуждение, которое было посвящено  теме «Национальная культура в публичном пространстве, или как музыка может объединять и разобщать». На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций. 
- Организовано четвертое обсуждение, посвященное теме «Одна на всех Победа!».  На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано пятое обсуждение, посвященное теме «Сенсационное ЭТНО. Может ли вечер национальной культуры стать материалом для первой полосы».  На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано шестое обсуждение, посвященное теме «Дом, который построил…». На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано седьмое обсуждение, посвященное теме «ЗА Дом мира и дружбы». На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано восьмое обсуждение, посвященное теме «Выборы 2013: национальный вопрос в муниципальном разрезе».  На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано девятое обсуждение, посвященное теме «Фашизм вчера, сегодня… завтра?: как противостоять пропаганде и распространению».  На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Размещено 127 информационных материалов, подготовленных силами редакции, национальных общин и пресс-секретарей проекта, 15 публикаций о ходе проекта и актуальных темах размещено в СМИ. 
- Организована работа форума, где обсуждаются актуальные новости и материалы проекта. 
- Проведен мониторинг региональных СМИ - 5 Информационных Агентств, одна он-лайн газета, 3 телевизионных канала, на предмет освещения «национальной» темы. Результаты мониторинга размещены на портале ЭТНОИНФО.
- Проведен тренинг для представителей национальных НКО по эффективному взаимодействию со СМИ. Приглашение подать заявку для участия в тренинге было направлено в 94 муниципальных образований (МО) Свердловской области. 16 представителей национальных НКО прошли обучение следующим темам: 
1. Взаимодействие со СМИ: правовые аспекты; 
2. Как привлечь и удержать внимание СМИ; 
3. Как правильно реагировать на дискриминационное освещение. 
4 профессиональных журналиста приняли участие в тренинге в качестве экспертов.
- Ведется работа по организации контактов между СМИ г. Екатеринбурга и представителями национальных НКО. Налажен контакт пресс-секретарей с представителями 105 национальных НКО работающих в Свердловской области. 
- Подобрано 762 даты-событий для публикации в Календаре-справочнике для журналистов «Поликультурная Россия».
- Электронное издание Календарь-справочник для журналистов «Поликультурная Россия» размещен в сети интеренет на поддомене ИА «ЭТНОИНФО» (http://calendar.ethnoinfo.ru/) и презентован экспертам Контакт-центра и СМИ.
- Проведена встреча Межнационального информационного центра со студентами факультета журналистики УрФУ для популяризации деятельности национальных НКО и актуальности подготовки материалов на этническую тему.
- Организована дискуссия о межкультурных коммуникациях в рамках проекта Uralblog.pro
- По результатам проведенных шестой и седьмой дискуссий, подготовлено обращение к Губернатору Свердловской области, Министру регионального развития РФ И.Н. Слюняеву, Председателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека М.А. Федотову, Председателю Совета общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» С.К. Смирновой, Исполнительному секретарю международного движения «Интернациональная Россия», председателю МОД «Евразийский народный союз»  Т.В. Полосковой, Координатору Координационной группы Собрания общественных объединений УрФО Е.Г. Дьяковой


Общие рекомендации для активистов национально-культурных организаций г.Екатеринбурга и Свердловской области

Если активисты НКО г. Екатеринбурга и Свердловской области заинтересованы: 

- в привлечении внимания общества к жизни этнических общин и национально-культурных организаций,  

- в систематическом освещении в СМИ этнической проблематики и этнокультурных событий,

- в укреплении конструктивных отношений между этносами и этническими группами, проживающими на территории Свердловской области,

- в динамичном развитии экономики, социальной и культурной сфер на благо всего полиэтнического населения Свердловской области,

то будет целесообразным в своей деятельности принять во внимание следующие рекомендации:

1. Установить и поддерживать постоянную связь с сотрудниками СМИ г. Екатеринбурга и Свердловской области с целью наиболее полного и оперативного доведения до их сведения информационных поводов по этнической тематике.

2. Систематически информировать СМИ о готовящихся/предстоящих этнокультурных событиях, что особенно важно, так как, получая информацию заранее, зритель/слушатель/читатель может стать участником анонсируемого в СМИ мероприятия. 

3. Подавать информацию для СМИ о жизни и событиях, происходящих в этнических общинах и национально-культурных организациях, таким образом, чтобы она могла заинтересовать не только лица определенной этнической принадлежности, но была бы интересна всему полиэтническому екатеринбургскому/свердловскому сообществу. Полезно преодолеть узкий этноцентрический подход. Например: «Татарская передача/передача о татарах  – для татар». Более сложным, вместе с тем и более продуктивным будет полиэтнических подход. Например: «Татарская передача/передача о татарах – не только для татар, но для всех, кого интересует татарская культура».

4. Давать через СМИ от лица руководства НКО/этнической общины моральную оценку установленным в законном порядке и освещенным в СМИ фактам преступной деятельности отдельных лиц соответствующей этнической принадлежности. 

5. Необходимо приобретать и совершенствовать знания в области этнологии, этнополитологии,  этнопсихологии.

6. Необходимо приобретать и совершенствовать знания, навыки в области связей с сотрудниками СМИ, а также органами власти и гражданскими организациями (PR).   


Общие рекомендации для сотрудников средств массовой информации г.Екатеринбурга и Свердловской области

Если сотрудники СМИ г. Екатеринбурга и Свердловской области заинтересованы:

- в более систематическом и глубоком освещении этнической тематики в СМИ;

- в повышении рейтинга своих СМИ;

- в привлечении более широкой аудитории зрителей/слушателей к своим программам;

- в укреплении конструктивных отношений между этносами и этническими группами, проживающими на территории Свердловской области;

- в динамичном развитии экономики, социальной и культурной сфер на благо всего полиэтнического населения Свердловской области,

то будет целесообразным в своей деятельности принять во внимание следующие рекомендации:

1. Более систематически и подробно освещать этнокультурные мероприятия: праздники, культурные акции, благотворительность и т.д.

2. Работать «на опережение», то есть в освещении этнокультурной тематики рассказывать не только об уже прошедших событиях, но и о предстоящих мероприятиях с целью привлечения внимания получателя информации к деятельности национально-культурных автономий и этнических общин.

3. Не ограничивать этническую тематику только освещением криминальной деятельности отдельных лиц той или иной этнической группы, исходя из непроверенного на истинность положения, что зрителя/слушателя больше интересуют «плохие новости» (криминал, пожары, другие чрезвычайные происшествия), чем «добрые дела». 

4. Выпускаемый медиа-продукт по этнической тематике должен быть рассчитан не только на представителей определенной этнической группы, но должен быть интересен широкой аудитории. Желательно избежать узкого этноцентрического подхода. Например: «Узбекская передача/передача об узбеках – для узбеков». 

5. Развивать интеллектуальный ресурс, позволяющий создавать качественным медиа-продукт на этнические темы. Приобретать и совершенствовать знания в области этнологии, этнополитологии, этнопсихологии. Участвовать в профессиональных семинарах и тренингах.  

6. Понятия, связанные с этнической тематикой следует употреблять в соответствии с современным научным содержанием. В текстах информационных сообщений и авторских программ необходимо четко различать этническую принадлежность (этнокультурные, этноконфессиональные особенности) и национальную принадлежность (гражданство). 

7. Установить и поддерживать постоянную связь с руководителями национально-культурных организаций с целью наиболее полного знания информационных поводов по этнической тематике. 



Добавить комментарий