В Екатеринбурге завершил работу проект «Межнациональные коммуникации: от объективной информации к адекватному событию», направленный на развитие связей национальных НКО и СМИ и популяризации их деятельности в публичном пространстве. Проект финансировался Институтом проблем гражданского общества, в рамках распределения грантов по распоряжению Президента РФ.
Идея проекта возникла в связи с тем, что Свердловская область является многонациональным регионам, на территории которого постоянно проживают представители более 120 национальностей. Кроме того, в силу выгодного географического и экономического положения ежегодно регион принимает до 200 000 трудовых мигрантов из стран СНГ, относящихся к национальным меньшинствам. Однако в региональных теле- и радио СМИ существует всего несколько программ, посвященных проблемам «меньшинств». Те, которые существуют, освещают, в лучшем случае, проблемы меньшинств через призму культуры, в худшем – представляют неславян как представителей криминальных групп, наркоторговцев и террористов. Таким образом, проект необходим для того, чтобы исправить данную деформацию информационного поля.
Результаты мониторинга региональных СМИ, который организация-заявитель проводит на постоянной основе, показывают, что, в основном, новости об этнических меньшинствах идут в криминальной хронике. В связи с постоянным упоминанием этнических групп в криминальном контексте, общий негативный образ этнических меньшинств уже создан. Наш мониторинг выявил, что журналисты мало контактируют с этническими организациями, и одна из причин этого – то, что до сих пор их не считают подходящими источниками информации.
СМИ зачастую не только не заботятся об адекватном освещении представителей национальных меньшинств, но и ради рейтинга готовы распространять непроверенные и даже ложные данные.
В качестве показательного примера можно привести освещение прогремевшего на всю страну дела – вооруженного конфликта между местными жителями и приезжими, приглашенными одним из жителей деревни, произошедшего в поселке Сагра Свердловской области. Большинство СМИ и интернет-блогов распространили информацию, основываясь на сведениях известного в Свердловской области борца с наркоманией Е. Ройзмана, что причиной конфликта стала торговля цыганом – зачинщиком одной из конфликтующих сторон – наркотиками.
05.07.2011 г., ИА «Infox», http://www.infox.ru:
«На Урале жители поселка Сагра с ружьями защищались от наркоторговцев»: Причиной массовой драки в поселке Сагра в Свердловской области была попытка жителей защититься от наркоторговцев…
05.07.2011 г., ИА NEWSru.com, http://www.newsru.com
«Бойня на Урале: цыган-наркоторговец напустил на поселок вооруженных кавказцев. Жителям пришлось отстреливаться»…
06.07.2011 г., электронная газета «Труд», http://www.trud.ru/:
«Деревня Сагра отбила вооруженное нападение кавказцев и наркоторговцев»: Цыган-наркоторговец решил усмирить местных жителей, недовольных его бизнесом, и для этого вызвал в деревню банду кавказцев…
Ни в процессе следствия, ни в показаниях участников и свидетелей происшествия эта версия не нашла подтверждения, однако все СМИ растиражировали информацию о цыгане-наркоторговце и лишь единицы опровергли ее, после уточнения подробностей дела:
06.07.2011 г., ИА «ИТАР-ТАСС-Урал» http://www.tass-ural.ru/:
«Все виновные в массовом конфликте в Сагре должны понести ответственность – А. Мишарин» /Губернатор Свердловской области. прим/: .. Следствие также не располагает данными, что причиной конфликта стала торговля наркотиками. По данным УФСКН, в Сагре за последние 5 лет не зафиксировано ни одного случая наркоторговли...
Благодаря информации СМИ, в сознании жителей страны прочно укрепилось ошибочное негативное представление, не имеющее отношения к действительности, бросающее тень на всех российских цыган. Даже человек, совершивший преступление имеет право на адекватное, соответствующее действительности освещение своих деяний, независимо от национальности. Цыганская организация Свердловской области отказалась отстаивать свои права в публичном пространстве, ссылаясь на то, что активисты организации не владеют техниками подобного разбирательства.
Однако, несмотря на преобладание негативных репортажей, было получено подтверждение того, что СМИ испытывают дефицит в информации о национальных меньшинствах и заинтересованы в ее получении. Недостаток у журналистов контактов и знаний об источниках информации обусловливает минимальное количество некриминальных новостей об этнических меньшинствах.
Тем не менее, МИЦ было установлено, что когда СМИ были предупреждены о готовящемся событии в этническом сообществе, они охотно рассказывали об этом в репортажах. Таким образом, имеет место двойная проблема: этнические организации часто работают реактивно, то есть, отвечая на редкие запросы журналистов; и наоборот, журналисты игнорируют источники информации в сообществах. Проект будет направлен на решение данной проблемы посредством развития проактивных возможностей этнических организаций для привлечения внимания журналистов.
Цель проекта: Повысить качество и количество взаимодействия СМИ и организаций этнических меньшинств, а также улучшить тональность местных новостей и наладить взаи-мовыгодное профессиональное сотрудничество.
Задачи проекта:
1. Расширить возможности организаций этнических меньшинств по взаимодействию со СМИ через программу интенсивного тренинга и сопровождения работы в СМИ пресс-секретарей этнических организаций.
2. Увеличить частоту контактов и кооперации среди этнических организаций и журна-листов посредством учреждения Контакт-центра, который ежемесячно будет работать и тестировать компоненты стратегии по вовлечению.
3. Повысить профессиональный уровень журналистов региональных СМИ по освеще-нию этнической темы.
4. Развить деятельность Интернет-ресурса для размещения информации национальных общин, в т.ч. на национальных языках.
5. Создать календарь-справочник для журналистов «Поликультурная Россия», в котором будут обобщены основные исторические, праздничные, памятные даты для использования в качестве источника информационных поводов при освещении национальной темы.
6. Регулярный мониторинг репортажей местных СМИ на этническую тематику для ис-пользования получаемых результатов в планировании медиа-стратегии.
7. Расширить возможности и профессионализм организации-заявителя в сфере отноше-ний этнических меньшинств и СМИ.
С 05 декабря 2012 г. по 31 августа 2013 г. была выполнена следующая работа в рамках реализации социально-значимого проекта «Межнациональные коммуникации: от объективной информации к адекватному событию»:
- Зарегистрирован аккаунт в социальных сетях для распространения информации от национальных НКО, а также модерирования комментариев и отзывов к новостям.
- Проведен конкурс на должность пресс-секретаря проекта. Из 16 кандидатов отобраны три пресс-секретаря проекта.
- Организовано второе обсуждение, посвященное теме «Гражданское общество и национальная политика». На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема, информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано третье обсуждение, которое было посвящено теме «Национальная культура в публичном пространстве, или как музыка может объединять и разобщать». На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано четвертое обсуждение, посвященное теме «Одна на всех Победа!». На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано пятое обсуждение, посвященное теме «Сенсационное ЭТНО. Может ли вечер национальной культуры стать материалом для первой полосы». На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано шестое обсуждение, посвященное теме «Дом, который построил…». На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано седьмое обсуждение, посвященное теме «ЗА Дом мира и дружбы». На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано восьмое обсуждение, посвященное теме «Выборы 2013: национальный вопрос в муниципальном разрезе». На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Организовано девятое обсуждение, посвященное теме «Фашизм вчера, сегодня… завтра?: как противостоять пропаганде и распространению». На портале ЭТНОИНФО подготовлена и размещена одноименная тема. Информация распространена среди СМИ и заинтересованных организаций.
- Размещено 127 информационных материалов, подготовленных силами редакции, национальных общин и пресс-секретарей проекта, 15 публикаций о ходе проекта и актуальных темах размещено в СМИ.
- Организована работа форума, где обсуждаются актуальные новости и материалы проекта.
- Проведен мониторинг региональных СМИ - 5 Информационных Агентств, одна он-лайн газета, 3 телевизионных канала, на предмет освещения «национальной» темы. Результаты мониторинга размещены на портале ЭТНОИНФО.
- Проведен тренинг для представителей национальных НКО по эффективному взаимодействию со СМИ. Приглашение подать заявку для участия в тренинге было направлено в 94 муниципальных образований (МО) Свердловской области. 16 представителей национальных НКО прошли обучение следующим темам:
Общие рекомендации для активистов национально-культурных организаций г.Екатеринбурга и Свердловской области
Если активисты НКО г. Екатеринбурга и Свердловской области заинтересованы:
- в привлечении внимания общества к жизни этнических общин и национально-культурных организаций,
- в систематическом освещении в СМИ этнической проблематики и этнокультурных событий,
- в укреплении конструктивных отношений между этносами и этническими группами, проживающими на территории Свердловской области,
- в динамичном развитии экономики, социальной и культурной сфер на благо всего полиэтнического населения Свердловской области,
то будет целесообразным в своей деятельности принять во внимание следующие рекомендации:
1. Установить и поддерживать постоянную связь с сотрудниками СМИ г. Екатеринбурга и Свердловской области с целью наиболее полного и оперативного доведения до их сведения информационных поводов по этнической тематике.
2. Систематически информировать СМИ о готовящихся/предстоящих этнокультурных событиях, что особенно важно, так как, получая информацию заранее, зритель/слушатель/читатель может стать участником анонсируемого в СМИ мероприятия.
3. Подавать информацию для СМИ о жизни и событиях, происходящих в этнических общинах и национально-культурных организациях, таким образом, чтобы она могла заинтересовать не только лица определенной этнической принадлежности, но была бы интересна всему полиэтническому екатеринбургскому/свердловскому сообществу. Полезно преодолеть узкий этноцентрический подход. Например: «Татарская передача/передача о татарах – для татар». Более сложным, вместе с тем и более продуктивным будет полиэтнических подход. Например: «Татарская передача/передача о татарах – не только для татар, но для всех, кого интересует татарская культура».
4. Давать через СМИ от лица руководства НКО/этнической общины моральную оценку установленным в законном порядке и освещенным в СМИ фактам преступной деятельности отдельных лиц соответствующей этнической принадлежности.
5. Необходимо приобретать и совершенствовать знания в области этнологии, этнополитологии, этнопсихологии.
6. Необходимо приобретать и совершенствовать знания, навыки в области связей с сотрудниками СМИ, а также органами власти и гражданскими организациями (PR).
Общие рекомендации для сотрудников средств массовой информации г.Екатеринбурга и Свердловской области
Если сотрудники СМИ г. Екатеринбурга и Свердловской области заинтересованы:
- в более систематическом и глубоком освещении этнической тематики в СМИ;
- в повышении рейтинга своих СМИ;
- в привлечении более широкой аудитории зрителей/слушателей к своим программам;
- в укреплении конструктивных отношений между этносами и этническими группами, проживающими на территории Свердловской области;
- в динамичном развитии экономики, социальной и культурной сфер на благо всего полиэтнического населения Свердловской области,
то будет целесообразным в своей деятельности принять во внимание следующие рекомендации:
1. Более систематически и подробно освещать этнокультурные мероприятия: праздники, культурные акции, благотворительность и т.д.
2. Работать «на опережение», то есть в освещении этнокультурной тематики рассказывать не только об уже прошедших событиях, но и о предстоящих мероприятиях с целью привлечения внимания получателя информации к деятельности национально-культурных автономий и этнических общин.
3. Не ограничивать этническую тематику только освещением криминальной деятельности отдельных лиц той или иной этнической группы, исходя из непроверенного на истинность положения, что зрителя/слушателя больше интересуют «плохие новости» (криминал, пожары, другие чрезвычайные происшествия), чем «добрые дела».
4. Выпускаемый медиа-продукт по этнической тематике должен быть рассчитан не только на представителей определенной этнической группы, но должен быть интересен широкой аудитории. Желательно избежать узкого этноцентрического подхода. Например: «Узбекская передача/передача об узбеках – для узбеков».
5. Развивать интеллектуальный ресурс, позволяющий создавать качественным медиа-продукт на этнические темы. Приобретать и совершенствовать знания в области этнологии, этнополитологии, этнопсихологии. Участвовать в профессиональных семинарах и тренингах.
6. Понятия, связанные с этнической тематикой следует употреблять в соответствии с современным научным содержанием. В текстах информационных сообщений и авторских программ необходимо четко различать этническую принадлежность (этнокультурные, этноконфессиональные особенности) и национальную принадлежность (гражданство).
7. Установить и поддерживать постоянную связь с руководителями национально-культурных организаций с целью наиболее полного знания информационных поводов по этнической тематике.