wrapper

Исполнительный директор Института демографии, миграции и регионального развития, координатор проектов по Южному Кавказу Института ЕврАзЭС Надана Фридрихсон о межконфессиональных отношениях а Москве. 29.07.13.


В современной Москве представлены около 1000 религиозных организаций и 40 конфессий. По  мнению эксперта, «лакмусовой бумажкой» в этой сфере является отношение к Русской православной церкви (РПЦ). «Представители других конфессий считают, что РПЦ получает протекцию государства и тем самым довлеет над остальными, пытаясь диктовать свои условия». «Сейчас на рекламных щитах в регионах России можно увидеть цитаты из Библии. У мусульман возникает вполне закономерный вопрос, почему цитаты из Библии предлагаются на всеобщее обозрение, а цитаты из Корана – нет? Что, Коран чем-то хуже? А учитывая, что РПЦ расширяет своё влияние, боюсь, всплеск недовольства будет гарантирован», – сказала Надана Фридрихсон.

Конструктивному диалогу между представителями различных конфессий серьезно мешает исламо- и-кавказофобия. «Я не против того, чтобы люди носили религиозную символику и молились, если они не занимаются явной демонстрацией и  не навязывают это другим, когда, например, идет лекция, а студенты прерывают преподавателя. Лучше выделить студентам-мусульманам место, где они могли бы молиться», – заявила Надана Фридрихсон. Аналогичную позицию занимает эксперт и по вопросу строительства мечетей. «Мечети, конечно, нужно строить, считает она, тем более, что архитектурно это очень красиво. Мусульманские народы живут в России давно и составляют часть ее культуры. Необходимо проводить весьма деликатную политику в отношении ислама, не притесняя эту религию, но  и не культивируя ее в ущерб остальным конфессиям, в том числе православию».

Как считает эксперт, излишняя политизированность межнациональных и межконфессиональных отношений во многом связана с той информационной Интернет-средой, в которую погружена молодежь 14-15 лет. Современные молодые люди, порой с неустойчивой психикой, чего там только не находят: и сайты националистов, и сайты радикальных исламистов, и другую сомнительную информацию. Возможностей противостоять хаосу и негативному влиянию информационной среды у современных институтов (семьи и школы) - явно недостаточно. По мнению эксперта, родители вынужденные зарабатывать деньги, оставляют детей без должного внимания. «И хотя в последнее время, - говорит Надана Фридрихсон, в России усиливается консервативное направление, где возрождается интерес к религии и традиционным ценностям, тем не менее, она выразила сомнение, что эти усилия приведут к  быстрым желаемым результатам. 

Что касается социальной адаптации иммигрантов в целом, эффективности можно достичь, через создание национальных школ и культурных центров для приезжих. Правда, оговаривается эксперт, «сначала надо решить вопрос о статусе русского населения, иначе не избежать конфликтов». Некоторые россияне считают, что русское население «размывается» за счёт других народов, которые развивают национальную культуру внутри русской, ущемляя при этом права коренного населения. «У нас сейчас, к сожалению, очень сильно развито националистическое движение. Правда,- поясняет она,- предпосылки для  него были заложены еще в советское время, когда автономиям, входящим в состав СССР, позволялось развивать этническую культуру». 

Большое значение эксперт придает развитию образования, считая, что «надо  вернуть систему советского образования, одну из лучших в мире». Она позволяла детям разных национальностей прекрасно выстраивать отношения, а само образование было качественным,  в отличие от современной системы, основанной на ЕГЭ. «ЕГЭ никому не помогло толком поступить в вузы, где была коррупция, там она и осталась, люди поступали по той же схеме. А вот качество знаний, увы, в плачевном состоянии. Дети не умеют грамотно выражать свои мысли. Необходимо вновь ввести нормальные часы изучения русского языка, истории, литературы», - утверждает Надана. Кроме того, уверяет она, чтобы система образования могла качественно выполнять и воспитательную функцию «у образования должна быть идеология: некие светлые символы.  Раньше ребёнок говорил: «Я хочу быть, как Гагарин». А сейчас, как кто? Детям нужны яркие персонажи, которыми они могли бы восхищаться, ориентироваться на них», – резюмирует  Надана Фридрихсон.



Добавить комментарий