В этом году обрел свой новый дом «Екатеринбургский еврейский культурный центр «Менора». Новоселье община широко отпраздновала 12 июня в светлом, просторном, удобном здании на Ленина, 56. Но переезд – это только часть преобразований, которые коснулись «Меноры» - сегодня мы беседуем о предстоящих проектах, знакомстве с общиной и истинном национализме с новым руководителем организации – Ириной Ароновной Гуткиной.
- Ирина Ароновна, вы много лет жили и работали в Нижнем Тагиле, почему же решили посвятить себя «Меноре»?
- Да, действительно, в Тагиле 13 лет я была директором Еврейского центра. Получилось так, что сыну сейчас нужно продолжать еврейское образование, а Екатеринбург - вполне подходящий для этого город. Мне предложили эту работу в связи с переездом организации, а также с новыми задачами в управлении. Я решила попробовать…
- Культурный центр ждут серьезные изменения?
- Новое здесь практически все. Дело в том, что даже старые программы теперь реализуются на новом адресе, а это значит, - с новым содержанием помещений и вообще… другими помещениями. Старое здание на Тверитина, 6 современным задачам и новому уровню уже не соответствовало. Поэтому, считаю, что нет худа без добра: когда «Менору» выселили, взамен предоставили это здание. Столь удачного стечения обстоятельств добилась Алла Борисовна Домнич – прежний руководитель общины, она и перевезла «Менору» сюда.
По наследству сюда перешла форма работы с пожилыми людьми, фишкой «Меноры» всегда были культурные программы. Новые же направления – это программы для молодежи, людей среднего возраста и семей. Людям хочется приходить сюда, иногда нам даже кажется, что некоторые скоро здесь и жить останутся. Но для этого пока нет условий (смеется Ирина Ароновна). Подростки хип-хоп танцуют, мамы занимаются фитнесом, пользуется успехом разговорный клуб, где изучают английский.
Для меня было удивительно, насколько здесь популярны интеллектуальные игры. Поэтому развлекательные программы в игротеке проходят теперь и для молодежи, и для семейных групп. Старшее поколение с удовольствием играет в бинго. Также у нас есть и еврейская группа «Мотек» в детском саду № 364– работа в этом направлении тоже идет давно.
- Но многие все-таки привыкли, что «Менора» - это в первую очередь благотворительные программы – вы бы согласились с этим?
- Безусловно, это так, но и благотворительность у нас сегодня наполняется новым содержанием. Большое внимание мы уделяем психолого - воспитательной помощи. Медицина, питание и одежда – это все тоже очень важно. Но порой, казалось бы, менее ощутимая помощь оказывается более реальной.
Сейчас, к примеру, идет вторая смена в дневном лагере, где ведется активная работа с детьми, так называемой, группы риска. Уже после первой смены нам стало понятно, что есть необходимость сделать осенью специальные курсы пор работе с такими ребятами. Сегодня многие школы борются только за показатели ЕГЭ – и когда дети приходят к нам, мы видим, что они не умеют общаться – это серьезная проблема. Также у нас есть логопедический лагерь. В любом случае, это, конечно же, не прямое воздействия, а, к примеру, арт-терапия или та же игротека.
Так со 2 июля мы пробуем новую форму работы – «слет грудничков». Дети с малого возраста будут чувствовать, что они часть общины. Думаем мы и о молодых мамах, которым порой очень тяжело в этот период сидеть дома. Также у нас есть и школа развития для детей чуть постарше – от года до трех лет. Тут сформировано пять групп – ребята приобщаются к музыке, танцам, развивают речь и готовятся к детскому садику.
- На вашем сайте размещено объявление по поводу регионального семейного лагеря… Это тоже нововведение?
Культурным центром «Менора» семейный лагерь организовывается впервые. Со мной же этот проект живет уже много лет – в прошлые годы такое мероприятие организовывал Нижний Тагил.
В этом году мы устраиваем его в августе, и участвовать будут семьи из Екатеринбурга, Тагила, Ижевска, Челябинска, Тюмени, Уфы.
Я убеждена, что это одна из более эффективных форм нашей работы. Неделю семьи живут на загородной базе, с ними круглосуточно проводится методическая работа. Это активный отдых, после которого многим даже кажется, что они устали… Но именно там начинается активное общение, которое продолжается и после лагеря. Очень важно, что все члены общины помогают друг другу - люди настолько сплачиваются, что у них возникает желание собираться и общаться в обычной жизни. Это как раз то, чего очень не хватает в современном мире, тем более в мегаполисе. Ведь проблема нынешнего поколения в чем? Мы совсем не умеем общаться…
Многие из нас с ностальгией вспоминают, в лучшем случае, песни у костра. А что касается семьи – это, как правило, выход в торговый центр, поездка в Турцию и Египет - вот что сегодня считается семейным отдыхом. Главное проблема ещё и в том, что когда семьи собираются, родители спрашивают – «а можно дети в этом лагере будут отдельно, а мы отдельно?» Они совсем не умеют налаживать подобные отношения, а мы пытаемся научить их этому. Показать, что семья – это все поколения, включая и «золотое» (так мы называем людей преклонного возраста) – ведь их бы энергию да в нашем возрасте – можно было бы горы свернуть…
- С семейным лагерем понятно – это такая форма активного, полезного во всех отношениях отдыха, что же тогда собой представляет Еврейская семейная служба?
- JFS – это благотворительный социальный проект, практикуемый уже долгое время. По сути – это работа со случаями, когда семья нуждается в какой-либо помощи. Это и серьезные болезни – такие как онкология; это ситуации, когда дети лишаются родителей и остаются на попечении бабушек и дедушек, которым, естественно, тяжело; помощь инвалидам; поддержка при разводах. Сегодня очень много неполных семей - и это большая проблема, тем более с точки зрения еврейской традиции, где семья - основная ценность. В данном случае у нас очень большое поле деятельности. В «Меноре» работают менеджеры, которые составляют нечто вроде программы содействия семье ( включая все аспекты), для того чтобы вывести её из этой ситуации. Надо понимать, что это не пожизненно: если мы помогли, и тяжелые обстоятельства уже позади, семья спокойно выходит из-под нашей «опеки». Ведь мы никогда не заменяем государственную структуру, мы стараемся восполнить то, что не успевает по каким-то причинам делать государство.
- Помимо обращения к профессионалам в разных сферах в общине есть практика работы с волонтерами?
- Конечно, зачастую специалистов мы привлекаем для того, чтобы обучить волонтеров. Мы даже проводим курсы по обучению мадрихов, что в переводе означает «вожатый». Так в июле мы проведем семинар подготовки мадрихов для регионального семейного лагеря.
Ведь есть вещи, которые можно понять и приобрести только в процессе. Главное, что мы можем передать – это дух, дух общины, взаимосвязи, взаимовыручки. И здесь мы идем в ногу со временем, так как стараемся уйти от меркантильности. Понятно, что благотворительные программы необходимы, но они, к сожалению, зачастую порождают потребительское отношение. И мы сейчас думаем, как усовершенствовать эти взаимоотношения.
- Сколько сегодня насчитывается человек в вашей общине?
- Когда 12 июня мы открывались, презентовались перед общиной и всеми, кому мы были интересны, то сами удивились тому, какой замечательный получился праздник. Так вот, в общей сложности к нам на новоселье пришло около 300 человек. Трудно сказать, сколько сейчас человек в общине. Я могу ориентироваться по базе данных, где зарегистрированы те, с кем мы уже эффективно работаем – и только детей там 1000 человек. То есть, это где-то 4000 тысяч человек, куда входят евреи из Екатеринбурга и несколько семей из Каменско-Уральского, Полевского, Пышмы и Асбеста. Я думаю, что реально цифра ещё больше. Даже за эти три месяца, что я работаю в «Меноре», пришло большое количество новых людей. Но многие, к сожалению, до сих пор не знают ни об одной еврейской общине Екатеринбурга…
- Вы каким-то образом намерены повлиять на ситуацию? Как сегодня «Менора» может заявить о себе?
- Вот, например, к открытию мы сделали ролик, который уже выложен в социальных сетях. Он как раз передает нашу миссию. Идею разрабатывали наши ребята – им нужно было показать «Менору», которую мы все сегодня хотели бы видеть.
Они до ночи бредили своими идеями, предлагали, переделывали, но в результате оформили, даже слоган придумали замечательный – «Мы есть друг у друга»… Теперь мы можем выставлять это видео на разном уровне.
Люди узнают о нас и благодаря нашим замечательным творческими коллективами. У нас есть прекрасный ансамбль, где играют люди среднего возраста, под названием «Дилижан». Они сами собираются, оборудование частично купили мы, частично они. Репетируют музыканты прямо в центре, и 12 июня они тоже презентовали себя - теперь народ требует их отдельной программы.
Появился и молодежный инструментальный коллектив, к осенним праздникам, надеемся, сформируют побольше песен и будут выступать. Работает у нас и команда КВН, и «Гилель» – международная студенческая организация.
А сейчас все-таки лето – «мертвый сезон». Но народ здесь все равно, как вы видите, с самого утра – детишки кричат…
А осенью мы начнем реализацию новых проектов. Потенциал у города огромный… Мы сейчас экспериментальная площадка – готовы попробовать все, что не нарушает еврейскую традицию. К примеру, когда я работала в Тагиле, мы очень активно работали со школами. Не по учебникам и не на пальцах им рассказывали про евреев, а исходя из живого восприятия.
- Тем более, что у Еврейского культурного центра есть замечательная библиотека…
- Библиотека, действительно, огромная, интересная, и это ещё один повод для межнационального общения. Совсем недавно я участвовала в конференции, посвященной иудаике, и разговор шел о том, что на сегодняшний день иудаики, как развитой науки, на Урале нет. И если есть студенты, которые хотят этим заниматься, то мы готовы свести их с научными работниками из Москвы и Петербурга, помочь в этом плане. И это касается не только иудаики, а любого направления – будь то социология, филология, история, культурология…
С осени здесь у нас будут изучать иврит в рамках семейной воскресной академии. Мы будем обращать внимание как на традиционные вещи : иврит, история, обычаи, так и на то, что связано с современными потребностями - театр, фото, кино, песни, танцы. Хотелось бы, чтоб у нас был и профессиональный народный танцевальный ансамбль, и молодежный вокальный коллектив. С успехом в общине принимают коллектив под названием «Шалом шансон»– музыканты «золотого возраста» устраивают целую концертную программу, тут же у них проходят и вечера отдыха.
- Горожанам запомнился Фестиваль Израильского кино, который несколько лет подряд проходил в Екатеринбурге, и организовывала его, в том числе и «Менора». Планируете ли вы транслировать свою культуру на общегородском уровне и сейчас?
- Посольство государства Израиль предлагает нам различные формы сотрудничества. Они буквально на днях связывались с нами… Сейчас мы уже продумываем вариант большого областного фестиваля еврейской культуры. Если все сложится, то мы попытаемся показать все грани нашей культуры, привлекая и областные силы – так как в области есть замечательные общины. По нашему замыслу, там должны будут участвовать все - начиная от любительских коллективов, заканчивая профессионалами. Для этого замечательно подходит как раз формат «опен-эйр».
Конечно, сегодня до сих пор есть опасность проявления ксенофобии и антисемитизма, но мы всегда тщательно продумываем систему безопасности, нанимаем охрану. Не успели мы переехать в новое здание, как уже на стенах появились всякие надписи… И это никуда не денется – это восприятие других – будь то евреи, татары, башкиры. На моем опыте работы могу сказать, что только открытость помогает избежать этого. Поэтому мы посредством таких больших общественных мероприятий стараемся быть максимально открытыми.
- Что касается межнациональных отношений, община дружит с организациями других народов? Может быть, есть какие-то совместные проекты?
- «Менора» всегда была в форпосте межнациональных отношений в нашем городе – об этом говорил и у нас на открытии председатель ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области Фарух Мирзоев. Естественно, мы будем продолжать работу в этом направлении. В том числе и фестиваль еврейской культуры – тоже будет шаг к укреплению межнациональных отношений. У меня сейчас идет процесс знакомства с руководителями различных НКО и диаспор. Я вижу, что в Екатеринбурге очень высокий уровень национальных лидеров – это и образование, и уровень организационной культуры. Поэтому есть потенциал для системной работы, в которой одна из важнейших ступеней – это как раз налаживание межнационального диалога. Можно очень долго вариться в собственном соку, но это не работает. Опять же открытость : как только люди видят, что это делается не только для них, они спокойнее относятся и к безопасности – это уже не маленькое гетто, куда мы сами себя вогнали.
- Мы все чаще сегодня слышим в СМИ и в выступлениях политических деятелей, что государство все больше обращает внимание на вопросы национальной политики… Как вы считаете, результаты уже есть?
- Активным позиционированием «Меноры» занималась Алла Борисовна Домнич, она, собственно, и продолжает это делать. Это здание предоставлено нам в аренду как раз городскими властями.
Вообще, наш культурный центр на сегодняшний день является социально ориентированной по всем показателям - и формальным, и не формальным.
Если говорить глобальнее о национальной политике, то я совсем недавно участвовала в круглом столе, где мы обсуждали дополнительный курс, который сегодня необходимо вводить в детских садах и школах. Назвать его можно как угодно – «Толерантность», «Давайте уметь дружить»…
Я являлась экспертом в подготовке школьного курса «Основы религиозной культуры и светской этики». И мы добились хотя бы того, что в Тагиле сейчас соблюдают правило введения этого курса – только с разрешения родителей. Чтобы родители вместе с детьми могли выбрать. Ведь нужно сначала описать все курсы. А педагоги есть, как правило, только двух направлений – «основы православной культуры» и « основы светской этики». Родители просили научить педагогов на курс мировых культур, но таких специалистов нет. Мы сошлись на том, чтобы в Тагиле школьники приходили в Совет национально культурных объединений, и там знакомились с культурой других народов. Это очень серьезная проблема – это наше будущее, и не вопрос года или двух лет, а долгое выстраивание. Если сегодня не начать эту работу в школах и детских садах, то будет печально. Поэтому подготовить такой проект на областном уровне с точки зрения закона об образовании, мне кажется, будет более эффективно, нежели проведение фестивалей национальных культур разного рода. И Дни народов Урала, и фестивали национальных культур – это все тоже очень важно и для самих диаспор, и для тех, кто их видит. Но все чаще это превращается в лубочное восприятие – есть костюмы, песни, кухня – без кухни у нас вообще никуда, – шутит Ирина Ароновна. А вот если б мы сделали что-то более серьезное, опять же с точки зрения науки…
- У вас есть конкретные предложения?
- Ну, к примеру, я сомневаюсь, что есть серьезные научные труды по изучению истории диаспор Урала – они если и есть, то основываются либо на сегодняшнем дне, либо не охватывают весь Урал и всю Свердловскую область.
Сегодня, к сожалению, получается, что судят так – если вы немцы, то пусть деньги на развитие вашей культуры дает Германия, если евреи – Израиль, армяне – Армения и так далее…А это неправильный подход, ведь это все граждане России – екатеринбуржцы, тагильчане...
Они родились здесь и живут уже несколькими поколениями. Мне кажется, что национальная политика должна повернуться именно в эту сторону. Это очень сложный вопрос: как же в одном обществе жить и равноправно жить всем национальным культурам, надо обсуждать, думать, делать. Россия развивается только тогда, когда она воспринимает лучшее от культуры тех народов, которые живут здесь. Россия давно многонациональное государство, а тем более Урал. И жалко, что постепенно у нас исчезает даже коренное финно-угорское население.
Есть и очень маленькие диаспоры, которые не готовы самоорганизоваться, и им необходимо помогать.
Знаете, как говорил известный философ и лингвист Николай Трубецкой : «Истинный национализм – это когда ты знаешь свою культуру, и можешь уважать другую культуру».
Сегодня есть уже неплохие попытки поиска со стороны государства. Но, к примеру, вот до того же Тагила областная национальная политика дошла только в этом году… А Екатеринбург – это третий город России, поэтому он должен и в этом вопросе быть впереди планеты всей, тем более, что в отличие от Москвы и Питера мы, с точки зрения национальной жизни, уникальны.
Беседовала Наталья Шадрина