В Москве, в Доме Союзов состоялось заседание дискуссионной площадки «Открытая трибуна» на тему «Межнациональные отношения и миграционный контроль: проблемы и пути решения», в которой приняли участие депутаты Государственной Думы России, представители политических партий, эксперты. Модератором выступил Председатель Государственной думы Сергей Нарышкин.
Новый правительственный законопроект, внесённый в Государственную Думу в начале октября, содержит ряд мер в области миграционного контроля.
(Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект "О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса РФ", подготовленный ФМС России. Согласно документу, срок лишения свободы за организацию незаконной миграции группой лиц (ст. 332.1 часть 2) предлагается увеличить с 5 до 7 лет, что переведет это преступление в разряд тяжких. Также изменения предлагается внести и в первую часть данной статьи. Речь идет об увеличении штрафа за организацию незаконной миграции с 200 до 300 тыс. рублей, а также минимального срока лишения свободы с 2 до 5 лет, что позволит перевести преступления, предусмотренные данным пунктом, в раздел преступлений средней тяжести).
Однако, по мнению экспертов и журналистов «всё это скорее отдельные шаги, направленные на урегулирование ситуации, чем продуманная стратегия. Главным фактором её отсутствия является разобщённость нашего общества в вопросах, касающихся отношения к мигрантам. Дискуссия «Открытой трибуны» показала это в полной мере»
«Вместе с тем основа для решения столь сложного вопроса всё же существует. «Современная миграционная политика должна быть жёстко увязана со стратегией поведения России на пространстве СНГ, с политикой взаимоотношений как в двусторонних форматах, так и в многосторонних, в рамках Содружества и других интеграционных объединений», – подчеркнул Сергей Нарышкин.
«Наплыв мигрантов в Россию связан в первую очередь с распадом Советского Союза. Сегодня центробежные тенденции идут на спад и мы можем наблюдать обратную тенденцию. На бывшем постсоветском пространстве возникают интеграционные процессы. Создан Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Нашими государствами взят твёрдый курс на создание Евразийского экономического союза, главными целями которого является свободное движение товаров, услуг, капиталов и (что немаловажно!) рабочей силы. При этом в процесс интеграции в ближайшие годы вполне могут быть втянуты и другие государства, в том числе и нынешние основные поставщики трудовых мигрантов в нашу страну. Поэтому с нарастанием интеграционных процессов на постсоветском пространстве всё более актуальным становится вопрос: должна ли проблема миграции быть проблемой только той страны, куда мигранты приезжают, или пришла пора принимать политические решения о проведении единой миграционной политики в более глобальном формате?», считает Парламентская газета.
Особенно остро проблема миграции стоит в столице. В Москве квота на привлечение иностранных работников за последние четыре года сократилась в 2,8 раза, до 199,8 тысячи разрешений на работу в 2012 году и ещё большем её снижению в 2013. При этом, по данным столичных властей, количество мигрантов-нелегалов в Москве составляет от 200 до 300 тысяч человек. Мэр Москвы Сергей Собянин не раз заявлял о необходимости того, чтобы столичные работодатели обеспечивали мигрантам медицинскую страховку, так как зачастую иностранные работники, не имеющие страховые полисы, поступают в больницы Москвы и получают медпомощь бесплатно, в том числе дорогостоящие операции, и город несет от этого убытки. В этой связи власти Москвы планируют с 2013 года ввести на добровольной основе практику отчисления средств работодателей на медицинское обслуживание мигрантов, которых они принимают на работу.
По мнению Сергея Нарышкина, миграционную политику России нужно жестко увязать со стратегией РФ на пространстве СНГ, при этом легальные мигранты не должны быть изгоями в стране и должны получать социальные услуги - медицинские и образовательные.
Председатель Государственной Думы отметил, что Россия по объему миграционных потоков находится в числе мировых лидеров, а на пространстве СНГ устойчиво занимает первое место. Это, по словам Нарышкина, говорит о потенциале развивающейся российской экономики. "Мы знаем, что подчас очень сложные и опасные проявления экстремизма, ксенофобии направлены против мигрантов, с другой стороны, поведение самих мигрантов является причиной острых конфликтов". Сергей Нарышкин напомнил, что два года назад в России были введены патенты для работающих мигрантов – физических лиц, установлен ряд преференций для "интеллектуальных" мигрантов и введена ответственность работодателей за незаконное привлечение мигрантов к трудовой деятельности. "Это дало свои результаты, по данным ФМС, число законно работающих мигрантов выросло в два раза». По его словам, механизмы регулирования и защиты рынка труда нужно совершенствовать и в дальнейшем. С учетом и потребностей регионов, и с учетом применения эффективных инструментов контроля.
Сергей Нарышкин напомнил собравшимся, что в Госдуме сейчас находятся в разной степени несколько законопроектов, регулирующих миграционную политику. Один из них предусматривает обязательное знание русского языка для работы в торговле и некоторых других отраслях, есть предложения по облегчению трудоустройства для иностранных студентов, хотя сам же спикер признает, что «механизмы защиты рынка труда следует совершенствовать с учетом применения эффективных элементов контроля». Спикер сослался на данные Федеральной миграционной службы, согласно которым число законно работающих мигрантов выросло в два раза, не менее 20% по-прежнему трудятся незаконно. «Хотя я думаю, что эта цифра выглядит скромно»,— с добавил Нарышкин.
Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева в своем выступлении отметила проблему роста межэтнической агрессии. По ее данным, 68% населения сегодня испытывает агрессию по отношению к представителям других национальностей. Причем, если раньше резиденты испытывали социальное отторжение к приезжим, то сегодня ими движет чувство конкуренции, потому что большинство мигрантов в регионах делают ощутимый вклад в экономику, забирают рабочие места, тем самым вызывая зависть коренного населения. По её данным «Такой популярности национализма, как в последние годы, в нашей стране не было никогда. Это объясняется тем, что изменился состав мигрантов. Теперь это не беженцы, а экономически активные, агрессивные люди. Они ведут себя, как хозяева, составляют конкуренцию коренным жителям на рынке труда и одновременно снижают уровень зарплат на рабочих специальностях».
"Мы фиксируем очень высокий рост межэтнической агрессии, причем актуализировалось национальное сознание русских и теперь ответ на вопрос "все средства хороши для защиты интересов моего народа" выбирают около 45% опрошенных. Отношение к мигрантам переносится и на другие национальности, живущие в нашей стране, сейчас мы вновь вернулись к ситуации, когда страхи доминируют".
Член Общественной палаты Вениамин Роднянский, который напомнил коллегам про ситуацию в ОАЭ, где мигранты проживают отдельно и не пересекаются с населением, а также призвал подумать о том, чтобы и России перенять такой опыт, выступив с инициативой создания "трудовых лагерей" - "разветвленной сети специализированных кэмпов" для иностранных рабочих. По его мнению надо "из мигрантов не делать рабов и вытащить их из подвалов, чтобы они там не гнили и не обозлились окончательно". Аргументировал эту опытом ОАЭ, где "как и у нас, строительный бум", а гастарбайтеры изолированы от общества - и все довольны. При этом, он отвергает попытки обвинить его в инициации строительства массовых гетто и уточняет, что речь идет о строительстве "разветвленной сети инфраструктуры" для тех, кто приезжает работать из-за рубежа.
Он полагает, что такое решение можно предложить и для России. Кроме того, по его мнению, оно позволит сэкономить и на обучении мигрантов русскому языку.
(Позднее в эфире радиостанции "Русская служба новостей" Вениамин Роднянский поправился и предложил называть поселения для мигрантов не гетто, а трудовыми кэмпам).
Однако многие другие участники заседания возразили Роднянскому, отметив, что нахождение в «гетто» приводит в конечном итоге к обоюдостороннему взрыву и в ОАЭ не все иностранные рабочие живут в «образцовых» поселениях, которое показывают иностранным визитерам, есть также множество тех, кто живёт в ужасающих условиях. Что же касается проживания в России иностранных рабочих в особых городках, то это просто невозможно по техническим причинам, а там, где есть такая возможность, это уже осуществляется, как это происходит, например, со строительными рабочими.
В первую очередь против мнения Роднянского выступили многие правозащитники, участвующие в заседании «Открытой трибуны». Например, председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина назвала подобные меры аналогом гетто.
«Миграция давно стала свершившимся фактом, и поэтому, пока не поздно, надо думать, как нам уживаться с мигрантами», – считает правозащитника.
Светлана Ганнушкина заметила, что «Организация гетто никогда ни к чему хорошему не приводит, потому что люди, которые вырываются оттуда, проявляют такую жестокость, которая была бы немыслима, если бы они были интегрированы в общество». "Вы хотите ездить в Европу без виз и ввести визы для таджиков, узбеков и туркменов?" - сказала она.
По ее словам, рост национального самосознания не должен быть связан с агрессией.А для того чтобы самосознание русского народа не было связано с агрессией, нужно решить ряд простых проблем защиты русского населения, в том числе русских, проживающих за рубежом, и русских, возвращающихся в Россию. Она отметила, что необходимо, в частности, решить проблему обеспечения их жильем и предоставления гражданства.
"Чтобы русское самосознание не шло в этом направлении агрессией, нужно проявить заботу и интерес к этому народу. Есть много проблем", - сказала Ганнушкина.
«Чтобы русское самосознание не шло по пути агрессии, мы должны подумать о национальной политике и для русских,— продолжила Ганнушкина,— вот два раза давал поручение президент об обеспечении жильем русского населения, которое покинуло Чечню, и ничего. Мы признали Абхазию — а там сейчас у русских отнимают дома. Люди приезжают по программе переселения соотечественников, а у них ни жилья, ни работы. Мы должны создать простое законодательство, которое должно неуклонно выполняться».
«Я не думал, что доживу до такого дня, когда Саудовская Аравия станет примером для России с ее традициями межкультурного диалога»,— заметил первый заместитель гендиректора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман.
А вот председатель партии «Демократический выбор» Владимир Милов высказал противоположную позицию. «Приезжающие к нам мигранты представляют собой неквалифицированную рабочую силу. В развитых странах потребность в таком контингенте год от года снижается. Почему мы продолжаем держать открытыми границы со странами, откуда к нам идёт поток мигрантов?» – недоумевает он.
Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в своем выступлении коротко представила, внесенный ею и А.Хинштейном законопроект, который касается совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение. Согласно ему, например, запрещает на десять лет въезд иностранцами, которые уже понесли наказание, но имеют непогашенную судимость за преступление, совершенное на российской территории
«Миграционное законодательство должно формировать правила въезда на территорию России граждан других стран. Это законодательство является охранительным для самих мигрантов, охраняя их права и предотвращения установления для них статуса рабов. Такое законодательство является охранительным и для самих жителей россиян», - заявила глава думского комитета по безопасности И.Яровая.
По её мнению, бизнес должен нести ответственность за людей, которых привлекают в Россию как мигрантов. «Миграционная политика стоит в центре повестки любой страны. В России есть как внутренняя миграция, проблемы которой необходимо решать, так и внешняя миграция из суверенных государств, - отметила депутат-единороссс.
«Мы знаем о проблеме «резиновых» квартир, в которых живет по 100-200 человек. Эти люди унижены, и ни сами мигранты, ни жители России не могут быть этим удовлетворены. Мигранты подчас не принадлежат самим себе. Поэтому необходимо вводить информационные технологии, чтобы ФМС могли по каждому акту регистрации получать информацию», - подчеркнула депутат.
В настоящее время в России находится около 6-7 тысяч таких квартир, в которых официально зарегистрированы, а иногда и во множестве живут не только иностранные но и российские граждане
«Впрочем, в качестве практических шагов по решению сложных проблем на «Открытой трибуне» были перечислены лишь законодательные инициативы, ужесточающие миграционные правила, в том числе наказание за их нарушение. «Миграционное законодательство является охранительным для самих мигрантов, охраняя их права и предотвращая установление для них статуса рабов. Такое законодательство является охранительным и для самих жителей россиян»,— считает Ирина Яровая.
Во время обсуждения радикальные идеи выдвинул и председатель Демократической партии России Андрей Богданов. В частности, он предложил ввести запрет на возможность получения гражданства РФ трудовыми мигрантами, если у них нет российских корней. Кроме того, Демпартия предлагает ввести определенный возрастной ценз на въезд трудовых мигрантов в Россию (например, в 50 лет). Богданов также предложил обязать мигрантов, въезжающих в Россию на заработки, оставлять при пересечении границы определенный денежный залог, чтобы таким образом всем сторонам можно было подстраховаться от возможных проблем в будущем. Если у мигранта возникнут сложности и не останется средств, то он сможет покинуть страну за счет этого залога, полагает политик.
Предложил Андрей и иные меры контроля: «если женился — гражданство только через десять лет, если развелся — тут же лишаешься гражданства»; «если неквалифицированный работник — расселять в гетто без права привоза семьи».
«Эти абсолютно фашистские меры и призывы не совместимы с понятием демократии»,— заявил член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, телеведущий, глава Центра стратегических исследований религий и политики современного мира Максим Шевченко. Он потребовал не «смешивать межнациональные отношения и регулирование трудового законодательства» и считает, что такие предложения ничего общего не имеют с идеалами и ценностями демократического общества.
"Любой человек может стать гражданином любого государства при, соответственно, каких-то процедурах - например, изучении языка и так далее", - сказал М.Шевченко. Он также обратил внимание на то, что ужесточение трудового законодательства для иностранных граждан должно быть в обязательном порядке и "формой их защиты, их прав в первую очередь". "Они должны на территории России иметь, в соответствии с демократическими принципами нашего государства, право на медицинское обслуживание, право на социальное обеспечение", - подчеркнул эксперт.
А председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль и вовсе уверен, что нельзя говорить о миграции в экономическом аспекте, так как эта проблема имеет сугубо «политическое измерение». По его версии, те, кого называют мигрантами, гастарбайтерами,— это «кадры политического многонационального движения за возрождение единого цивилизационного пространства — бывшего СССР, нового Евразийского союза».
В свою очередь, председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе сообщил, что в Общественной палате тема создания "лагерей" для трудовых мигрантов не обсуждалась. "Это персональная точка зрения господина Роднянского, и некорректно выдавать ее за позицию Общественной палаты. Я, например, придерживаюсь радикально противоположных взглядов", - заявил Сванидзе, слова которого приводит пресс-служба Общественной палаты.
Он отметил, что мигрантов нужно не изолировать, а адаптировать к жизни в российском обществе, но вместе с тем необходимо "адаптировать и коренных россиян к жизни в новых условиях, в которых Россия пополняется за счет приезжих".
Что касается опыта Саудовской Аравии, на который ссылался Роднянский, Свинидзе считает, что не нужно специально выискивать на карте мира какое-нибудь государство с какими-нибудь экзотическими законами и таким образом оправдывать ту или иную радикальную идею.
Член Президиума Генсовета «Единой России», депутат Госдумы и журналист Александр Хинштейн заметил, что в области регулирования миграционных потоков есть два подхода решения проблемы. «Один подход либеральный, в соответствие с которым мигрантов надо научить существовать в наших условиях. Второй – радикальный: в соответствие с ним мигрантам надо ужесточить выдачу виз и никого не впускать. Правда, как всегда, где-то посредине», - отметил депутат.
По его словам, на территории России существуют беспрецедентные миграционные потоки. «По бывшей территории СССР проходят огромные миграционные потоки. Задачей государства в подобных условиях является создание такого механизма, чтобы мигранты уважала обычаи и традиции коренного народа», - сказал Хинштейн.
Регулировать миграционные процессы, по мнению первого заместителя главы комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Валерия Кадохова, государство должно, обладая четкой стратегией.
«Необходимо удалять все препятствия на пути к межнациональному балансу и согласию. Необходимо воспитывать молодежь. Этого можно добиться путем увеличения роли региональных лидеров», - отметил сенатор.
Президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая обратила внимание на философский аспект проблем миграционной политики. По ее словам, многонациональность российского общества является стереотипом. «Мы многонациональны не потому, что у нас много этнических меньшинств, а потому, что они возводятся в ранг нации. Между тем, такой статус у русского национального большинства отсутсвует. Это противоречия», - подчеркнула эксперт.
Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский, заметивший «Я сам мигрант, как и сидящий за этим столом Михаил Гусман. Только Гусман приехал добровольно, а я вынужденный, в целом назвал подход Роднянского здравым. И в ходе своего выступления он ссылался на свой опыт проживания в Казахстане, где «всё было для казахов» и откуда в конечном уехало более 3 миллионов русских. «Всегда у нас будут проблемы межэтнические, потому что мы не хотим видеть реальных конфликтов на улице и, по советскому стандарту, говорим, что все хорошо». Владимир Вольфович привел цифры из «статистики московской прокуратуры: половина изнасилований в Москве — это дело иностранных мигрантов»: «Их можно понять: это холостяки, мужчины-мусульмане до 30 лет, им нужно не только дело, но и половые отношения». В других странах, по сведениям лидера ЛДПР, «для этого открывают публичные дома». «Мы это делать не хотим, поэтому будут насиловать наших женщин»,— подытожил он. В ответ на это выступление известная политическая деятельница Сажи Умалатова закричала «Жириновский, замолчи!!!», и модератор круглого стола Сергей Нарышкин призвал дискутантов к порядку.
Лидер «Демократического выбора» Владимир Милов отметил, что «ни одна развитая страна не держит дверь открытой для миллионов приезжих с низкой квалификацией из южных стран-соседей». Поэтому он предложил ввести «рабочие визы».
На это бывший глава подмосковного отделения СПС (ныне общественное движение) Борис Надеждин напомнил, что «Россия — открытая демократическая страна с рыночной экономикой» и «с ВВП на душу населения $15 тыс., с довольно пожилым населением — средний возраст россиян 40 лет, страна с аномально высоким уровнем образования — четверть населения имеет высшее образование». Поэтому в Россию всегда будут ехать, к примеру, из Узбекистана, где «средний возраст 20 лет и ВВП на душу населения $3 тыс.». По мнению господина Надеждина, не нужно ужесточения правил миграции — они никого не остановят. А «нужно проводить государственную политику ассимиляции мигрантов» по аналогии с «плавильным котлом» в США.
С неожиданным признанием выступил председатель «Правого дела» Андрей Дунаев: «Я знаю, где живет неважно какая диаспора. И знаю, где она продает наркотики нашим детям. Но я не могу об этом заявить потому, что у меня нет оружия и я не смогу защитить себя от их мести».
«Ужесточение миграционного законодательства приводит только к росту нелегальной миграции,— заявила председатель Фонда переселенческий организаций Лидия Графова, предупредив политиков.— Вы посмотрите, потом придется давать обратный ход».
Директор Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский назвал три основных направления, на которых сегодня концентрируется его ведомство. Первое- это ужесточение ответственности для тех, кто уже совершил правонарушение и был выдворен из России. Второе – содействие тем гражданам, которым были необоснованно выданы российские паспорта. Третье – переход на электронный учет, создание электронных документов мигрантов.
«На подходе законопроект о привлечении к уголовной ответственности тех, кто был выдворен и потом незаконно пересек нашу границу»,— сообщил глава ФМС. Кроме того, Константин Олегович предложит «новеллу, чтобы закрывать въезд тем, кто находился в РФ более 120 суток и не представил никаких оправдательных документов». В такой ситуации, по мнению господина Ромодановского, «наказывать не нужно ни уголовно, ни административно, нужно закрыть человеку въезд на три года для осмысления своего поведения».
По окончанию заседания во время встречи с журналистами К. Ромодановский поддержал предложение руководства Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) пускать трудовых мигрантов из стран Центральной Азии только по загранпаспортам. Ромодановский отметил, что проблема в основном касается граждан Киргизии и Таджикистана. «Наличие заграничного паспорта позволит нам и дальше творчески подходить к вопросам миграции» и уменьшать бюрократические препятствия к поездкам в Россию, добавил он. Директор ФМС отметил, что это «не только вопрос какого-то ужесточения, но и вопрос либерализации».
Как рассказал позже Константин Ромодановский в интервью "Росбалту", отнесение преступлений, совершенных группой лиц к разряду тяжких позволит правоохранителям применять более широкий спектр оперативно-розыскных мер для выявления всех участников организованных групп, работающих на поле незаконной миграции, занимающихся поставкой нелегалов, их оформлением. По мнению собеседника агентства, ужесточение мер позволит повысить эффективность данной статьи.
Так же ФМС предлагает ужесточить ответственность и для самих мигрантов, и увеличить срок запрета на въезд для иностранных граждан, выдворенных из России, депортированных или реадмиссированных до 10 лет (сейчас в действующем законодательстве — 5 лет). Для тех же, кто подлежит административному выдворению, депортации или реадмиссии, но самовольно оставил места содержания указанной категории до исполнения вынесенных решений, законопроектом предусмотрены принудительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 2 лет. Правда, в этой плоскости, по словам Ромодановского, никаких изменений не предвидится.
Ужесточение законодательства для работодателей, нанимающих нелегальных работников пока не будет "Работодателей штрафуют до 800 тыс. рублей за каждого незаконного работающего. Этого наказания вполне достаточно", — полагает глава ФМС, замечая, что работодатели и так боятся брать нелегалов. Но так уж и боятся, замечает корреспондент Росбалта Анна Семенец (http://www.rosbalt.ru/moscow/2012/10/19/1048464.html)? «Ведь, по словам того же Ромодановского, в России порядка 3,5 млн иностранных граждан превысили разрешенный срок пребывания – 90 суток, а более 1,8 млн из них находятся в стране свыше 120 суток. Столь длительный срок пребывания дает ФМС повод предполагать, что эти люди здесь работают, причем, незаконно. Видимо, не так уж и сильно боятся наши работодатели ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Да и посредники, поставляющие им армии нелегалов, работают себе преспокойненько. Можно ли решить эту проблему, борясь лишь с теми, кто мигрантов в Россию привозит, и ужесточая для них наказание?»
В заседании «Открытой трибуны» принял официальное участие Ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Ю.В. Московский, тезисы выступления которого предлагаем читателям.
Тезисы выступления на заседании экспертной дискуссионной площадки
«ОТКРЫТая ТРИБУНа» на тему
«Межнациональные отношения и миграционный контроль: проблемы и пути решения».
Ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Московский Юрий Викторович
Вступление. Миграционная ситуация в Москве.
Миграционные процессы в России шли всегда. Но особенно интенсивный характер они приняли в связи с начавшейся урбанизацией, решающим образом повлиявшей на всю историю нашей страны. Одними из самых крупномасштабных стали передвижения населения в начале XX века, особенно усилившимися после начала Мировой войны и революции 1917 года. В результате Москва в начале XX века из города с миллионным населением превратилась к началу 40-х в пятимиллионный промышленно-административный мегаполис.
В 1989 году население Москвы насчитывало почти 9 миллионов человек, а по переписи населения 2010 года в столице проживало почти 11 миллионов 500 тысяч человек.
Ныне в столице 9 416 тысяч постоянно зарегистрированных граждан России, и, по экспертным оценкам, до 1 миллиона живущих по временной регистрации, более 1 миллиона россиян живут и работают в Москве безо всякой регистрации, да еще имеется 600-800 тысяч жителей ближнего Подмосковья ежедневно приезжающих в Москву на работу, среди них есть и иностранные граждане.
В настоящее время, согласно экспертным данным, в столице находится до 700 тысяч иностранных граждан из которых 427 тысяч состоят на учете в УФМС России по г. Москве (что на 30% больше аналогичного периода прошлого года), а большинство оставшихся вовсе не «нелегальные мигранты», а граждане Украины и Белоруссии, которые могут находится на территории нашей страны до трех месяцев без регистрации.
Вопреки сложившимся мифам, сейчас основная проблема столицы не «нелегальные иностранные мигранты», а нелегально работающие иностранные граждане. Впрочем, также работают без соответствующего оформления в столице миллионы российских граждан.
Что же касается «иностранных нелегалов», то правоохранительные органы так поставили свою работу, что для иностранца сейчас находится в Москве без соответствующих документов, все равно, что водителю ездить без прав. Теоретически можно, но риски превышают издержки.
Тем не менее, такое количество приезжих, как россиян, так и иностранцев, порождает, наряду с несомненной пользой миграции в целом для города и горожан, немало проблем, которые, при всех недостатках и недоработках, всё таки решают исполнительные органы государственной власти, в последнее время всё больше опирающиеся в своей деятельности на общественность столицы.
О работе ОКС при УФМС России по г. Москве
Общественно-консультативный совет при УФМС России по городу Москве (председатель Алисов Н.А.) является совещательно-консультативным органом, созданным в целях наиболее эффективного взаимодействия Управления Федеральной миграционной службы с общественными, научными организациями и представителями бизнеса при реализации миграционной политики. В рамках нашей деятельности действуют Научно-экспертный совет ОКС (возглавляют НЭС ректор МГЮА им. О.Е. Кутафина Блажеев В.В. и директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Делягиным М.Г., ученый секретарь НЭС Заведующий лабораторией изучения общественного мнения МГУ Гаспаришвили А.Т.), а также ряд рабочих групп по направлениям работы.
Хотелось бы отметить, что деятельность общественности, направленная на помощь в работе миграционной службе, встречает полное понимание в УФМС России по г. Москве, причем не только у руководства Управления, но и в структурных подразделениях, а также среди рядовых сотрудников.
ОКС при УФМС Москвы налажено взаимодействие с другими структурами и организациями, занимающимися проблемами миграции. Так недавно нами было проведено совместное заседание с Общественным советом при ОВД Западного административного округа (за что ОКС выразил особую признательность начальнику ОВД ЗАО Лаушкину В.С.), проводились совместные мероприятия с Общественным советом Москвы, с Общественной палатой Российской Федерацией, Московской городской думой, с депутатами Государственной Думы России, с профильными департаментами и ведомствами, с национальными и диаспоральными организациями, с землячествами, организациями предпринимателей, научной общественностью, со СМИ.
Участие горожан в миграционном контроле.
Московский регион стал главным мигрантопринимающим центром страны, и не случайно его жителей волнуют вопросы, связанные с миграцией.
Но они не только обсуждают эти вопросы, или направляют предложения органам власти о том, как, по их мнению, следует решать имеющиеся вопросы.
Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в своей деятельности по налаживанию миграционного контроля всё больше опираются на социально активных горожан. Наш общественно-консультативный совет помогает в налаживании этой деятельности, активизируя гражданское общество.
Следует отметить работу, проделанную в привлечении граждан к миграционному контролю, Опорных пунктов охраны порядка (ОПОП) (руководитель Косревич Т.Л.) и Московского городского штаба Народной дружины (ДНД) (начальник Семерда В.И.). УФМС России по Москве при участии Общественно-консультативного совета в своих подразделениях организует массовую студенческую и школьную практику, всё более расширяя эту деятельность.
С помощью системной работы добровольцев пресекаются тысячи правонарушений в области миграционного законодательства, подтверждая тот тезис, что только с опорой на граждан, при их непосредственном участии можно навести и поддерживать реальный порядок,
По мнению общественности в составе Добровольной дружины Москвы должно быть специальное подразделение, тесно взаимодействующее с УФМС.
Так же, как отмечают общественники, давно назрел вопрос о принятии особого «Закона об участии граждан в охране общественного порядка», что немало поможет в упорядочивании этой деятельности, ведь в настоящее время добровольные дружины, опирающиеся на местное законодательство, действуют более чем в 50 регионах Российской Федерации. Их колоссальный положительный потенциал необходимо в полной мере использовать в деле миграционного контроля.
Этот вопрос уже давно поднимается, ведь подавляющее большинство вопросов правовой регламентации деятельности народных дружин на самом деле логичнее было бы отнести к исключительной компетенции специального Федерального закона, что позволило бы, кстати, выстроить централизованную стройную структуру под контролем МВД. Первые попытки разработки проекта Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», где, что совершенно естественно, до 80% статей посвящено деятельности народных дружин, начали предприниматься с 1995 года, то есть сразу после вступления в силу Федерального закона «Об общественных объединениях», которым было упразднено законодательство о народных дружинах советского периода.
Последний внесенный группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка» находится в Государственной Думе с декабря 2008 года, не рассмотрен даже в первом чтении.
Главной задачей этого Федерального закона должны стать четкая регламентация организационно-правовой формы народных дружин, определение единых в масштабах всей России порядка формирования и организации их деятельности, правового статуса, правовых и социальных гарантий дружинника. Естественно, что в рамках своей компетенции местные законодатели могли бы принимать свои акты, создавая например, материальную базу деятельности народных дружин.
Проблема эпидемиологического контроля
На наших заседаниях мы отмечали, что одной из важнейших проблем является эпидемиологическая обстановка, в немалой степени зависящая от контроля за миграционными процессами. О том, насколько это важно говорит то, что ежегодно от инфекционных заболеваний умирают от 500 до 700 тысяч россиян, а немалое число смертей от других причин связано с ослаблением организма в результате инфекционных заболеваний.
Для того, чтобы уменьшить ущерб необходимо усилить взаимодействие Министерства здравоохранения и Федеральной миграционной службы, сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line, а также обязать медицинские учреждения, имеющие лицензию на оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции. Также необходимо создание системы обязательного медицинского освидетельствования тех иностранцев, кто приезжает в нашу страну, ликвидация рынка фальшивых медицинских справок – это касается здоровья всех россиян, ведь от вируса не спасет ни охрана, ни специализированные клиники. Причем особо следует отметить, что в силу специфики работы и жизни многих иностранных рабочих данные средства защиты будут приниматься в том числе для того, чтобы например, иностранец, больной туберкулом не перезаряжал своих соседей по общежитию или по работе в цеху.
Пресечение деятельности недобросовестных предпринимателей.
Важнейшеё причиной нарушения миграционного законодательства является желание недобросовестных предпринимателей, пользуясь пробелами в законодательстве, извлекать максимальную прибыль. Так отмечены участившиеся случаи использования незаконных схем (фирм однодневок) при организации использования иностранной рабочей силы, что приводит к невозможности привлечения компаний – нарушителей к ответственности в рамках законодательства РФ. Для пресечения данных фактов необходимо разработать механизм по привлечению к ответственности собственников зданий и сооружений, а также генерального подрядчика в случае незаконного использования субподрядными организациями труда иностранных граждан.
В качестве меры воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих, общественностью высказывались предложения об отстранении от участия в заявочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы организаций, допустивших в предыдущие годы правонарушения как в порядке оформления иностранных граждан на работу, так и в отношении самих иностранных рабочих (невыплата заработной платы, утеря документов и пр.).
Нами отмечается тот факт, что сегодня для работодателей выгоднее привлекать иностранных рабочих, нежели российских граждан, поскольку в этом случае снижаются обязательные налоговые выплаты. Поэтому необходимо уравнять налоговую нагрузку на работодателя при приеме на работу иностранных граждан и граждан РФ с тем, чтобы устранить данное несоответствие при конкуренции на рынке труда.
О «резиновых квартирах», незаконном использовании нежилого фонда и строительстве доступных легальных общежитий для приезжих.
Пользуясь пробелами в законодательстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства и общественного питания предпочитают максимально экономить на своих сотрудниках, нанимая слабо контролируемый персонал из числа приезжих из государств СНГ. Организаторы работ, в числе которых предприниматели и муниципальные органы власти, нанимая граждан из других российских регионов и иностранных государств, не обеспечивают их жильем, и они нередко живут в местах, не предназначенных для этого: в промышленных зонах, в подвалах и на чердаках жилых домов.
В настоящее время во многих районах Москвы в неприспособленных для проживания помещениях жилых домов и в нежилом фонде, а также в отселенных домах проживают российские граждане и иностранные мигранты.
Эта ситуация, безусловно, порождена стремлением к незаконному обогащению со стороны управляющих компаний в сфере ЖКХ, в муниципальных органах власти, а также в органах правопорядка.
В результате возникли проблемы, требующие скорейшего решения:
- незаконное использование нежилого фонда, отселенных домов, подвальных и чердачных помещений жилых домов, противоречащее всем санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям;
- не соблюдение безопасности жилищного фонда и проживающих в нём граждан, а также нежилых и отселённых домов, повышенная опасность возникновения пожара в подвальных и чердачных помещениях, что подтверждается статистикой причин возгораний в подвалах и чердаках, причём нередки случаи трагедий с человеческим жертвам;
- проживание в нечеловеческих условиях, на нищенскую заработанную плату, выключенных из нормального социума людей приводит к опасности возникновения различных криминальных ситуаций, служит благодатной средой для преступности, ведёт к росту национализма и ксенофобии, ухудшает имидж нашего города и страны в целом.
В связи с вышеизложенным, необходимо усилить административную ответственности должностных лиц ДЭЗов, ЖЭКов и управляющих организаций, за попустительство нелегальному проживанию в объектах нежилого фонда.
В связи с тем, что одними запретительными и карательными мерами проблему жилья для приезжих не решить, следует разработать программу по переоборудованию нефункционирующих промышленных объектов под проживание приезжих из российских регионов и иностранных граждан на законных основаниях и оказании поддержки соответствующим структурам по расселению их в приспособленных для этого помещениях и зданиях. Также с целью стимулирования строительства общежитий необходимо упростить законодательство, которое в настоящее время накладывает множество неоправданных ограничений для создания общежитий гостиничного типа, что порождает дифицит легального, дешевого жилья.
Об усилении ответственности и индефикации иностранных граждан.
Также следует отметить, что на сегодняшний день не существует механизма привлечения к ответственности иностранного гражданина, находящегося на территории РФ без каких-либо документов (по причине их утери). Зачастую иностранцы сами целенаправленно уничтожают собственные паспорта, чтобы избежать выдворения из Российской Федерации за допущенные нарушения миграционного законодательства. Поэтому предлагается закрепить норму о необходимости помещения таких неустановленных лиц в специальные центры содержания иностранных граждан по решению суда, с пребыванием их там до установления личности. Также в целях усиления миграционного контроля возможно дополнить норму, предусматривающую дактилоскопию иностранных граждан при обращении не только за разрешением на работу, но и оформлением патента.
Об автоматическом предоставлении российского гражданства потомкам выходцев с территории Российской Федерации – “праве почвы»
Данный вопрос вроде бы напрямую не затрагивает тему сегодняшнего заседания. Тем не менее, для стабилизации миграционной обстановки, улучшения социального самочувствия граждан и выполнения задачи по увеличению населения РФ за счёт миграции принятии этих решений весьма важно. Поэтому в Российской Федерации, опираясь на мировой опыт, в частности Германии и Китая, необходимо ввести поправки в законодательство, согласно которым облегченный порядок получения гражданства будет действовать для потомков выходцев с территории нынешней Российской Федерации, без учета их национальной принадлежности и нынешнего гражданства. Это было бы и понятно, и справедливо, позволив снять множество возникших проблем.
По моему мнению срок получения российского паспорта для потомков выходцев с территории нынешней РФ должен быть два месяца при условии готовности его получить и предоставления соответствующих документов, что один из предков проживал на территории нынешней Федерации.
В случае введения такой поправки более 90% получающих гражданство будут потомки этнических русских, выехавших в течении бурного XX века с территории Российской Федерации: на стройки пятилеток, на восстановление разрушенного, для помощи братским республикам, или же попавших на чужбину в результате эмиграции.
Для остальных выходцев с территории СССР и их потомков тоже должен действовать упрощенный порядок получения российского гражданства, как и предложил недавно Президент В.В. Путин, - к примеру, при условии двухлетнего проживания на территории РФ и сдачи соответствующих экзаменов на знание языка, истории и культуры. При этом все принимающие гражданство должны приносить присягу на верность России.
Мне возразят, что преступники, будут подделывать свидетельства о рождении и метрики, как это случалось со свидетельствами о национальном происхождении в Израиле. Но у нас, да и в других странах, случается, что и права на вождение подделывают, и свидетельства об образовании. Это же не основание их отменить. Пусть с этим разбираются компетентные органы .
И, тем не менее, основная задача будет выполнена. Российский бюрократический аппарат получит ясное и четкое обоснование для предоставления нашего гражданства по для всех понятному и имеющему мировые прецеденты варианту: "Прабабушка у меня ярославская (вариант, казанская, адыгейская или калининградская), о чём и бумага имеется".
О единой электронной базе данных
Важным фактором реального миграционного контроля станет создание единой электронной базы данных въезжающих и выезжающих иностранных и российских граждан. Благо, что современные технические средства это вполне позволяют. Наличие такой базы позволит увидеть реальную миграционную картину, отследить и пресечь правонарушения и преступления, обезопасит как иностранцев, въехавших в нашу страну, так и россиян, выехавших из неё, позволив объявлять в розыск людей, исчезнувших на мировых просторах.
К тому же это ликвидирует базу слухов, распускаемых недобросовестными СМИ и «экспертами» о нахождении на территории Российской Федерации чуть ли не десяти миллионов иностранцев, что также способствует росту ксенофобии и экстремизма.
Важность качественной экспертной работы
В вопросах межнациональных отношений нужно очень ответственно подходить к программам и мерам, которые предлагаются для урегулирования возможных конфликтов, ведь иное лекарство может быть хуже болезней.
И в заключение своего выступления хочется отметить важность серьезной научной работы для изучения тех миграционных процессов, которые идут и будут идти в нашей стране, являющейся частью глобализирующегося и урбанизирующегося мира. Нам необходимо изучать не только зарубежный опыт, но и историю собственной страны. В прошлом году при поддержке ОКС при УФМС России по г. Москве и представляемым мною Фондом развития международных связей «Добрососедство», который также ведёт ряд исторических проектов, в том числе, например, «Неконфликтное прочтение истории», в Государственной публичной Исторической библиотеке России прошла выставка, посвященная миграционным процессам, шедшим в 20-е – 30-е годы в СССР. Тогда городское население к 1939 году по сравнению с 1926 годом увеличилось в основном за счёт сельской миграции более чем в 2 раза, и в целом миграционный прирост в городах составил почти 19 млн. человек. И тогда, кстати, возникала масса проблем, связанных с межнациональными отношениями, отягощенными неграмотностью населения. И, тем не менее, страна с этим справилась, параллельно проведя индустриализацию и одержав Победу в Великой Отечественной войне.
Большие миграционные потоки, в том числе и состоящие из людей разных национальностей, были в столицу и после Войны, о чем говорит сухая статистика.
И имеющийся исторический опыт нам забывать нельзя.
Юрий Московский,
Ответственный секретарь ОКС при УФМС России по г. Москве,
Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»
(http://dobrososedstvo.info/),
8-916-119-83-94, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.