wrapper

В Екатеринбурге более 30 японских ресторанов, и кухня этой страны уже давно не является экзотикой: роллы и суши стали популярнее, чем рестораны фаст-фуд. Кавказская кухня в этом списке занимает более скромную позицию. Парадокс: деликатесы далекой Японии знакомы всем, а национальная кухня республик, входящих в состав нашей страны, широкого признания не получила.

Но есть люди, неравнодушные к этой проблеме. Благодаря им в городе открываются кафе и рестораны национальной кухни народов России. Конечно, у владельцев таких заведений немало трудностей. Кафе национальной кухни, будь то осетинская, узбекская, азербайджанская кухня, вызывает  у возможных посетителей настороженность. Во многом это связано со стереотипным отношением к горным народам. Но надежда разрушить несправедливые мифы только крепнет. Самые активные представители создают национальные общественные организации и объединяют свои усилия.  Открытие ресторана – один шагов в борьбе за признание. О стремлении осетин к этой цели мы расскажем в своем материале.


Пицца по-осетински

Сочетание этих слов кажется необычным. Кажется, что написано оно с ошибкой. Мы знаем только итальянскую пиццу, другие «варианты» режут слух. Но ошибки в этом  названии нет. Такое блюдо действительно существует. Правда на осетинский манер оно называется «уалибах». Пицца – это адаптированное для городских условий название. Оно привлекает внимание и не искажает при этом своего смысла.

Лиана Гаглойтэ, председатель «Общества осетинской культуры им. Аслан-Гирея Галати», делает все возможное для того, чтобы горожане знали и уважали осетинскую культуру. Именно поэтому она открыла первую в городе осетинскую пироговую «Дежа вю». По ее мнению, нет лучшего способа познавания культуры другого народа, чем  знакомство с национальной кухней.

Некоммерческий интерес

Это кафе является своеобразной площадкой для диалога людей разных национальностей. Его посещение для многих может стать  настоящим открытием. И речь идет не о гастрономических изысках. Большая часть стен заведения украшена не картинами с живописными осетинскими пейзажами, а фотографиями. Фотографиями, которые довольно подробно иллюстрируют деятельность «Общества осетинской культуры им. Аслан-Гирея Галати». И масштабы этой деятельности достойны уважения. Это не только праздничные мероприятия, посвященные значительным датам Кавказа, но и благотворительные акции, участие в организации гуманитарной помощи. Конечно, фотографии не могут охватить всю деятельность этого общества. Потому что на счету этой организации множество разноплановых мероприятий. Это и помощь в гастролях Свердловского театра Музыкальной комедии в Северной Осетии, и  организация выставок осетинских художников в музеях Екатеринбурга, участие в научно-практических конференциях по вопросам толерантности.

Путь познания

Одна из главных функций кафе «Дежа вю» - это привлечение внимания к осетинам в условиях уральского мегаполиса. « В России многие не знают, что есть такая страна - Осетия. И тем более не знают о том, что Осетия входит в состав России. И кафе во многом помогает решить эту проблему. Люди заходят в него, спрашивают, знакомятся, узнают… Кухня – это неплохой путь познания. И это касается всех национальностей Кавказа. Сейчас открылось много заведений с узбекской кухней. И по ним можно проследить, как менялось отношение к народу. Сначала было много недовольных возгласов: «Узбеки! Понаехали тут!». Говорили о трафике наркотиков, избивали узбеков. А сейчас ласково: «Пойдём в «узбечку». Чувствуете, как поменялось отношение? », - рассказывает Лиана Павловна.

Россия – родина для многих нерусских

Несмотря на смягчение «национального климата»,  проблема толерантности не теряет своей актуальности. Председатель «Общества осетинской культуры» рассказала такой случай: «Когда пироговая «Дежа вю» только открылась, заведение нуждалось в рекламе. И я попросила знакомых разместить небольшую рекламу.  Потом как-то попала туда, и вижу, что на рекламном листке написано «Да-да-да! Идите к этим чучмекам!». Так и получается. Русские – это Россия. А все нерусские – это  какие-то чучмеки, это не Россия. Но так получилась,  мы живем в самой большой стране, и Россия – родина для многих нерусских».

Деятельность осетинского объединения помогает стереть границу между русскими и нерусскими, объяснить, что у осетин та же вера, сходные традиции, что они, в первую очередь, россияне. «Движение к улучшению есть, и  это очень приятно», - говорит Лиана Павловна.

Стертые границы

Японский ресторан и осетинская пироговая. И вопрос не в том, кухня какого народа полезнее и вкуснее.  Это всего лишь сравнение, взгляд на проблему только через одну грань. Проблему, которая находится лишь на начальном этапе решения.


Ольга Чащухина

Ирина Бизенкова

Комментарии  

+1 #1 Заур 15.02.2012 18:12
Молодцы. Урал и за Уралом многие даже не знают слово осетин. Если бы они узнали, что живут на земле, где все пропитано культурой осетин. сармат, что в мире этот регион был известен как Сарматия и именно они сохраняли и готовили эти земли для заселения русскими, наверное не поверили бы. Со временем все проясниться. Они узнают, например, что термины "Таймыр"; "Сибирь; "Алтай"; "Амур"; "Тайга"; «Аляска»; и масса других, образованы из осетинской лексики. Сегодня это уже доказано научно. А так же, что в курганных захоронениях находятся останки предков осетин -Скифов и Сармат. С появлением надежных генетических технологии, все это проясниться и они еще будут гордиться этой историей, с благодарностью вспоминая своих благодетелей в лице Сармат и Скифов.
Цитировать

Добавить комментарий