В 2015 году в России наблюдается рост инфляции и снижения реальных доходов населения. Помимо россиян, от экономического кризиса страдают трудовые мигранты из Центральной Азии, ведь падение курса по отношению к российскому рублю стал не выгоден, ударив по рынку денежных переводов. В интервью ИА «ЭТНОИНФО» российский политолог Александр Желенин рассуждает об ужесточении миграционного законодательства, о том, куда податься трудовому мигранту, стоит ли опасаться ухудшения криминогенной обстановки из-за роста безработицы среди не уехавших мигрантов и нужны ли вообще трудовые мигранты России…
Александр, давайте начнём с риторического вопроса: нужны ли России мигранты?
Ни Россия, ни Москва без мигрантов жить не будут. Если глава ФМС РФ Ромодановский говорит, что сейчас в РФ 10 млн. мигрантов, то это составляет около 14% от, примерно, 70 млн. экономически активного населения страны. Как много раз говорилось, эти люди занимают те ниши в сфере трудовых отношений, которые не хотят занимать местные жители. Российская Федерация не сможет взять из ниоткуда, нужные ей 10 млн. человек, к тому же, по преимуществу, русскоязычного населения.
Текущий «расклад расходов» гастарбайтера на легализацию трудовой деятельности довольно сильно бьёт по кошельку…
Я убежден, что ужесточение миграционного законодательства, в том числе, и с помощью введения дополнительных поборов с мигрантов, не пополнит бюджет, а наоборот, сократит его, поскольку уменьшит число самих мигрантов, а значит и отдачу от их труда.
Если не Россия, то куда ещё могут направиться мигранты в поисках заработка?
Теоретически миграционные потоки из ЦА могут перенаправиться в страны Персидского залива, в Южую Корею, что уже частично и так есть. Легко представить, как таджикские мигранты массово будут отправляться в близкий им в языковом и культурном отношении Иран, особенно после окончательной отмены санкций в отношении этой страны. Узбеки, казахи и кыргызы могут попытать счастья в тюркоязычной Турции.
Некоторые аналитики утверждают, что число бывших трудовых мигрантов, от безысходности может пополнить формирования "Исламского государства" (ИГ). Каково ваше мнение на этот счёт?
Уверенно говорить обо всех, конечно, нельзя, но то, что часть молодежи и даже людей среднего возраста может попытать счастья в формированиях ИГ, вполне вероятно. Я слышал такие разговоры (тогда, правда, шла речь об "Аль-Каиде" и больше в шутку, но, тем не менее) во время пребывания в Кыргызстане еще в 2010 году.
России стоит опасаться ухудшения криминогенной обстановки из-за роста безработицы среди не уехавших мигрантов?
Пока ничего об этом не говорит. Цифры МВД по совершенным правонарушениям говорят о том, что преступность в среде мигрантов на душу населения не выше, а иногда и ниже, чем в среднем у местных жителей. Это объясняется тем, что большинство мигрантов опасаются быть депортированными, и тем, что они меньше защищены в правовом отношении, чем россияне.
Проблема интеграции мигрантов в Российской Федерации стоит сегодня в числе самых острых и приоритетных вопросов миграционной политики. Какие на сегодня существуют действующие программы, затрагивающие вопросы интеграции мигрантов?
Если судить не по словам, а по реальной политике, то интеграция пока остается только на бумаге. В реальной жизни делается все, чтобы интеграции не было. Для реальной интеграции мигрантов в российское общество нужно было бы брать детей мигрантов в детские сады и школы на тех же основаниях, что и российских детей, причем вне зависимости от того, есть у них регистрация или нет; нужно было бы создавать бесплатные центры обучения русскому языку, регулярно приглашать их на совместные культурные и спортивные мероприятия и обязательно устраивать их на работу на тех же основаниях, что и россиян, тогда бы у них было бы больше времени на досуг и общекультурное развитие. И кстати, это решило бы проблему демпинга в зарплатах и условиях труда, которая сейчас существует и раздражает россиян. Мигранты готовы работать без выходных, по 12-14 часов в день, на что не готовы россияне. Но пока все это остается благими пожеланиями.
Аналитики еще несколько лет назад стали говорить о взаимосвязи ислама и трудовой миграции. На ваш взгляд, несет ли растущее число живущих в стране мусульман опасность для России?
Нет, не несет. Особенно если учесть, что число мусульман в России если и возрастает, то не сильно. Уж не говоря о том, что вообще сам по себе ислам, как и христианство, или иудаизм, буддизм и т.д. не несут какой-либо опасности чему-либо или кому-либо. Дело в разумной культурной и образовательной политике, которую должно проводить любое государство, заинтересованное в том, чтобы иметь светское, просвещенное и образованное общество.
Могут ли проникнуть радикальные исламисты в Россию под видом «безобидных» гастарбайтеров?
Теоретически, да, но практически такие случаи пока крайняя редкость.
Как вы относитесь к тому, что мигранты женятся на русских женщинах, которые принимают Ислам?
Толерантно. Это дело самих этих мигрантов и этих русских женщин.
Согласитесь, подача информации самих журналистов в СМИ уже определённым образом сформировала «портрет» мигранта...
Больше того, подобная подача информации и ставит задачу разжигания ксенофобии и расизма в обществе или является результатом подобной пропаганды.
Почему СМИ могут так серьёзно повлиять на отношение россиян к мигрантам?
Согласно одному из исследований аналитического центра Левада-Центр 98% россиян черпают информацию из двух-трех федеральных телеканалов. То есть, для них это основной источник информации. Соответственно позиция этих телеканалов и формирует взгляды россиян по большинству проблем.
По-вашему, можно ли реально изменить отношение россиян к мигрантам, через создание позитивного образа?
Уверен, что можно. Но для этого нужна политическая воля, которой, к сожалению, нет, и не предвидится.
Нужно ли знать мигранту, подметающему улицу, кто такая Роднина и кому принадлежит произведение «Идиот»?
Желательно, но не обязательно.
Беседовала Ирина Умарова